kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся.

Оборудование:  Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма «Миром управляют числа»; эмблемы команд »Круг», «Квадрат»; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка, 10-15 листов с изображениеми  круга и квадрата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"»


В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ


Игра - путешествие


Цель занятия: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции , расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма «Миром управляют числа»; эмблемы команд »Круг», «Квадрат»; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка, 10-15 листов с изображениеми круга и квадрата.

На доске:

Арифметика







Логика


Геометрия

и

конструирование


Фольклор


Экология и математика







Величины







Ход занятия


Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости , вы попали в удивительную страну , страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.

Учитель. Правильно!


Ученик 1.

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

И математики проблемы

Решили, но еще не все мы.


Ученик 2.

Выстраиваем цифры в ряд,

Они там много говорят.

Десять их, но сестры эти

Сосчитают все на свете.


Ученик 3.

Помогут вычесть и сложить

И уравнение решить,

С их помощью определяем меры

И можем записать примеры.


Ученик 4.

На математике узнали

Мы то, что раньше не слыхали:

Формула – модель – сравненье

И где ловушка в уравненье.


Учитель. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета.

В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».

Так появились числа.

Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.


Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.


- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:




Дети. «Миром управляют числа».

Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики.

На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается.

Бросать куб имеют право только капитаны команд.

Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем.

- Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.

Для подсчета очков в зале работает жюри.



- А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек.

Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом.

- Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь.

Первая команда – «Круг».

Вторая команда – «Квадрат».

Итак, игра начинается!

Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, - приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.

На доске:


Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56

Капитан 2. Восемнадцать плюс три- получится двадцать один.


Разделы и сектора на карте Заниматики

  1. АРИФМЕТИКА

Учитель. Это пожалуй самая древняя область математики.

Команды должны будут произвести вычисления и , воспользовавшись кодом, ( ключевое к расшифровке) сложить пословицу.

Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы.

На доске:

9*9 4*7 24*1

8*5 7*9 9*2

5*3 7*9 3*4

3*9 20*2 7*4

6*2 5*9 9*7


12 15 18 20 24 27 28 36 40 45 63 64 81

у з а ь н м к в е т и г б

( без муки нет науки)


8*4 7*9 30: 5

4*6 29+35 24:1

5*2 82-17 72:8

9*5 94-69 12*3

16*2

60-36

5 6 9 10 24 25 32 36 45 48 63 64 65 81

г н у р а х ц к и ь в с е б

(Царица всех наук)

- Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются заработать дополнительные очки для своей команды.

Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными.

Задания на индивидуальных досках:

Запишите ответы:

80+7 54-4

в х о + 5 y x 9 – y

d x 7 –d b x 0 + n

Сравните числа:

41 … 14 56 …65










Капитан 1. 87, 5, d х 6,41 14.

Капитан 2. 50, y х 8, n, 56

Проводится проверка работ.

Учитель. Какую науку принято считать царицей всех наук?

Дети. Математику.

Учитель. А сейчас слово предоставляется жюри.

Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно.

  1. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Учитель. один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.

На доске:











— Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?

Дети отвечают.

На доске:








Учитель. А эти фигуры?

Дети. По форме, цвету, размеру.

Команда называет по одному признаку по очереди.

Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-та геометрическая фигура. Мы не знаем, что эта за фигура, так как она разрезана на части.

Ваша задача – собрать её из частей, назвать эту фигуру, вспомнить её существенные признаки и вычислить периметр.












Дети выполняют программу.

Учитель. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но ещё и фантазировать.

Наши команды не случайно выбрали такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.

Ученикам раздаются 10-15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают.

Подводятся итоги конкурса.

3. ФОЛЬКЛОР

Учитель. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверно, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.

Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

Дети. Тринадцать.

Учитель. А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».

Дети. Семеро с ложкой – один с сошкой.

- Лук – от семи недуг.

- За семью морями.

- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

- Семи пядей во лбу.

- Седьмая вода на киселе.

- До седьмого пота.

- Семь верст до небес.

- За семь верст киселя хлебать.

- На седьмом небе.

- Семеро одного не ждут.

- Семь бед – один ответ.

- Семь раз отмерь – один отрежь.

- У семи нянек дитя без глазу.

- Семь пятниц на неделе.

- В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Подводятся итоги конкурса:

Учитель. С какими величинами вы знакомы?

Дети. Длина, время, масса.

Учитель. Заполните пропуски в карточках.

Учитель раздает командам карточки.

Мы живем в _________ веке. Сейчас _______ год, _____ месяц, ____ число. Часы показывают _____часов ____минут. Через ____ минут начнется новый час. Через ____ часов ____ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ____ дней.

Подводятся итоги конкурса:

5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ

Учитель. Вы уже знаете, сто математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

А знаете ли вы, что такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

Посмотрите на доску и решите новые примеры, но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами.

Кто знает и может объяснить, поднимите руку.


Команда 1

На доске:

___ 14 = 51


63 + = 80


18 : = 9








Дети. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

- 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

- Человеку в день требуется 2-2,25 литра воды.

Команда 2

На доске:


? * 7 = 56 32: ? = 4 ? – 37 = 13


- за сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.

- 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен

- 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.

Учитель. Итак, деревья поглощают углекислый газ , а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

Дети. Огромное количество кислорода.

Учитель. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.

В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Саша» описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.

На доске:


Команда 1

Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворение?

Команда 2

Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?







***

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез,

Столько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал,

В темную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожная птица,

В недоуменьи тащат муравьи,

Что ни попало, в жилища свои.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают

- А теперь вернемся к заданиям.

Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.

Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.

Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?

Дети. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца?

Подводятся итоги конкурса.

6.ЛОГИКА

У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова «некоторые», «все».


Учитель раздает командам карточки с выражениями.

Команда 1

_________ числа двузначные.

_________ задачи решаются в два действия.

_________ уравнения содержат неизвестное.

_________ квадраты – четырехугольники.

_________ числа делятся на 1.

_________ имеющие «5» по математики – отличники.













Команда 2

_________ дети учатся в школе.

_________ треугольники имеют три угла.

_________ числа четные.

_________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.

_________ числа меньше тысячи.

_________ люди любят шоколад.






















Учитель. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.

Учитель раздает командам карточки с заданиями:

  1. Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего?

  2. Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех?

  3. Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего?









- Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?

Дети. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.

Подводятся итоги конкурса.

7. Подведение итогов игры. Награждение

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.

Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

Интересно было?

Дети. Да.

Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.

В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.

А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью « Знаток математики»; команда, занявшая второе место, - серебряной медалью.

А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам.

Всем спасибо за игру!





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"

Автор: Островенко Лидия Салмоновна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства