kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся.

Оборудование:  Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма «Миром управляют числа»; эмблемы команд »Круг», «Квадрат»; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка, 10-15 листов с изображениеми  круга и квадрата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"»


В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ


Игра - путешествие


Цель занятия: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции , расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма «Миром управляют числа»; эмблемы команд »Круг», «Квадрат»; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка, 10-15 листов с изображениеми круга и квадрата.

На доске:

Арифметика







Логика


Геометрия

и

конструирование


Фольклор


Экология и математика







Величины







Ход занятия


Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости , вы попали в удивительную страну , страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.

Учитель. Правильно!


Ученик 1.

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

И математики проблемы

Решили, но еще не все мы.


Ученик 2.

Выстраиваем цифры в ряд,

Они там много говорят.

Десять их, но сестры эти

Сосчитают все на свете.


Ученик 3.

Помогут вычесть и сложить

И уравнение решить,

С их помощью определяем меры

И можем записать примеры.


Ученик 4.

На математике узнали

Мы то, что раньше не слыхали:

Формула – модель – сравненье

И где ловушка в уравненье.


Учитель. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета.

В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».

Так появились числа.

Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.


Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.


- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:




Дети. «Миром управляют числа».

Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики.

На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается.

Бросать куб имеют право только капитаны команд.

Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем.

- Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.

Для подсчета очков в зале работает жюри.



- А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек.

Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом.

- Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь.

Первая команда – «Круг».

Вторая команда – «Квадрат».

Итак, игра начинается!

Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, - приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.

На доске:


Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56

Капитан 2. Восемнадцать плюс три- получится двадцать один.


Разделы и сектора на карте Заниматики

  1. АРИФМЕТИКА

Учитель. Это пожалуй самая древняя область математики.

Команды должны будут произвести вычисления и , воспользовавшись кодом, ( ключевое к расшифровке) сложить пословицу.

Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы.

На доске:

9*9 4*7 24*1

8*5 7*9 9*2

5*3 7*9 3*4

3*9 20*2 7*4

6*2 5*9 9*7


12 15 18 20 24 27 28 36 40 45 63 64 81

у з а ь н м к в е т и г б

( без муки нет науки)


8*4 7*9 30: 5

4*6 29+35 24:1

5*2 82-17 72:8

9*5 94-69 12*3

16*2

60-36

5 6 9 10 24 25 32 36 45 48 63 64 65 81

г н у р а х ц к и ь в с е б

(Царица всех наук)

- Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются заработать дополнительные очки для своей команды.

Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными.

Задания на индивидуальных досках:

Запишите ответы:

80+7 54-4

в х о + 5 y x 9 – y

d x 7 –d b x 0 + n

Сравните числа:

41 … 14 56 …65










Капитан 1. 87, 5, d х 6,41 14.

Капитан 2. 50, y х 8, n, 56

Проводится проверка работ.

Учитель. Какую науку принято считать царицей всех наук?

Дети. Математику.

Учитель. А сейчас слово предоставляется жюри.

Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно.

  1. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Учитель. один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.

На доске:











— Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?

Дети отвечают.

На доске:








Учитель. А эти фигуры?

Дети. По форме, цвету, размеру.

Команда называет по одному признаку по очереди.

Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-та геометрическая фигура. Мы не знаем, что эта за фигура, так как она разрезана на части.

Ваша задача – собрать её из частей, назвать эту фигуру, вспомнить её существенные признаки и вычислить периметр.












Дети выполняют программу.

Учитель. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но ещё и фантазировать.

Наши команды не случайно выбрали такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.

Ученикам раздаются 10-15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают.

Подводятся итоги конкурса.

3. ФОЛЬКЛОР

Учитель. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверно, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.

Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

Дети. Тринадцать.

Учитель. А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».

Дети. Семеро с ложкой – один с сошкой.

- Лук – от семи недуг.

- За семью морями.

- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

- Семи пядей во лбу.

- Седьмая вода на киселе.

- До седьмого пота.

- Семь верст до небес.

- За семь верст киселя хлебать.

- На седьмом небе.

- Семеро одного не ждут.

- Семь бед – один ответ.

- Семь раз отмерь – один отрежь.

- У семи нянек дитя без глазу.

- Семь пятниц на неделе.

- В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Подводятся итоги конкурса:

Учитель. С какими величинами вы знакомы?

Дети. Длина, время, масса.

Учитель. Заполните пропуски в карточках.

Учитель раздает командам карточки.

Мы живем в _________ веке. Сейчас _______ год, _____ месяц, ____ число. Часы показывают _____часов ____минут. Через ____ минут начнется новый час. Через ____ часов ____ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ____ дней.

Подводятся итоги конкурса:

5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ

Учитель. Вы уже знаете, сто математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

А знаете ли вы, что такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

Посмотрите на доску и решите новые примеры, но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами.

Кто знает и может объяснить, поднимите руку.


Команда 1

На доске:

___ 14 = 51


63 + = 80


18 : = 9








Дети. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

- 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

- Человеку в день требуется 2-2,25 литра воды.

Команда 2

На доске:


? * 7 = 56 32: ? = 4 ? – 37 = 13


- за сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.

- 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен

- 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.

Учитель. Итак, деревья поглощают углекислый газ , а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

Дети. Огромное количество кислорода.

Учитель. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.

В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Саша» описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.

На доске:


Команда 1

Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворение?

Команда 2

Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?







***

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез,

Столько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал,

В темную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожная птица,

В недоуменьи тащат муравьи,

Что ни попало, в жилища свои.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают

- А теперь вернемся к заданиям.

Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.

Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.

Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?

Дети. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца?

Подводятся итоги конкурса.

6.ЛОГИКА

У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова «некоторые», «все».


Учитель раздает командам карточки с выражениями.

Команда 1

_________ числа двузначные.

_________ задачи решаются в два действия.

_________ уравнения содержат неизвестное.

_________ квадраты – четырехугольники.

_________ числа делятся на 1.

_________ имеющие «5» по математики – отличники.













Команда 2

_________ дети учатся в школе.

_________ треугольники имеют три угла.

_________ числа четные.

_________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.

_________ числа меньше тысячи.

_________ люди любят шоколад.






















Учитель. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.

Учитель раздает командам карточки с заданиями:

  1. Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего?

  2. Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех?

  3. Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего?









- Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?

Дети. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.

Подводятся итоги конкурса.

7. Подведение итогов игры. Награждение

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.

Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

Интересно было?

Дети. Да.

Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.

В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.

А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.

А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью « Знаток математики»; команда, занявшая второе место, - серебряной медалью.

А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам.

Всем спасибо за игру!





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Игра-путешествие " В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ"

Автор: Островенко Лидия Салмоновна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства