В данной игре информацию о вологодском математике Александре Николаевиче Коркине учащиеся получают через решение задач по теме «Применения производной».
Для игры подобраны задачи разного уровня сложности, но такие, чтобы ход игры не затягивался во времени. Ответы на вопросы сопровождаются историческими справками и наглядной информацией в форме компьютерной презентации, что рассчитано на разные каналы восприятия (визуальный, аудиальный). Это мероприятие – состязание между командами 1 курса. Работа в микрогруппах способствует коллективному сотрудничеству.
Цели и задачи игры:
1. Закрепление знаний по теме «Применения производной».
Знакомство с биографией и творческой деятельностью ученого – математика А.Н.Коркина.
Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за выдающихся людей нашей области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-презентация "Рожденный Вологодчиной" »
Игра - презентация «Рожденный Вологодчиной»
Презентация – это предъявление информации. В данной игре информацию о вологодском математике Александре Николаевиче Коркине учащиеся получают через решение задач по теме «Применения производной».
Для игры подобраны задачи разного уровня сложности, но такие, чтобы ход игры не затягивался во времени. Ответы на вопросы сопровождаются историческими справками и наглядной информацией в форме компьютерной презентации, что рассчитано на разные каналы восприятия (визуальный, аудиальный). Это мероприятие – состязание между командами 1 курса. Работа в микрогруппах способствует коллективному сотрудничеству.
Цели и задачи игры:
1. Закрепление знаний по теме «Применения производной».
Знакомство с биографией и творческой деятельностью ученого – математика А.Н.Коркина.
Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за выдающихся людей нашей области.
Участники игры
Команды (в составе 4-6 человек) от каждой группы II курса
Ведущий- преподаватель математики.
Докладчики (с сообщениями исторических справок из жизни ученого)
Ученик – контролер, наблюдающий за ходом игры, присуждающий медали за правильные решения
На игре присутствуют болельщики и мастера производственного обучения, классные руководители групп-участников.
Оформление
Оформление доски (тема, эпиграф)
Реквизит
Компьютерная презентация, листы бумаги, ручки, карточки с заданиями.
Задача игроков - правильно и как можно быстрее решать задачи.
Правила игры
В ходе игры командам нужно ответить на 11 вопросов. Ответ на вопрос участники игры получают путем решения задач по теме « Применение производной». Каждый ответ сопровождается сообщением учащихся исторической справки из жизни математика.
Каждое правильное решение задания оценивается медалью. Победителем игры является команда, получившая большее количество медалей.
Время проведения игры- 45 минут.
ВЕДУЩИЙ.
Уважаемые учащиеся! В XIX веке русскими математиками был внесен значительный вклад в развитие отечественной и мировой математики. Эти ученые, жившие в Санкт-Петербурге или приезжавшие из провинции, принесли славу этому городу.
Вологда, центр города (конец XIX в.). (1837-1908 гг.)
Сегодня мы познакомимся с биографией нашего замечательного земляка, выдающегося вологодского математика XIX века – Александра Николаевича Коркина,
который, по словам ректора Петербургского университета В. М. Шимкевича, «к своему родному дому и селу на продолжении всей своей жизни питал самые теплые чувства, гордился своим происхождением из крестьян, сохраняя на всю жизнь местный выговор и многие народные обычаи. Вообще это была личность с независимым и оригинальным характером и складом жизни».
ВЕДУЩИЙ.
Вопрос 1. В каком году родился Александр Николаевич Коркин?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам предлагается задание:
вычислить значение производной функции f (x)=6x4+3x2-2x+7 при x=5. Правильный ответ находится в столбике, соответствующем году рождения Александра Николаевича.
1839
1837
1841
3027
3028
3035
ВЕДУЩИЙ.
Вопрос 2. Знаете ли вы, где родился Александр Коркин?
Название деревни написано в таблице.
Уткино
Чернышово
Жидовиново
Стеблево
1
2
3
4
Вам предлагается задание с 4 вариантами ответов.
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции
f(x)=sin 2x- cos x в точке с абсциссой x= π/6. Выберите ответ:
0
1
0,5
2
Правильному ответу соответствует название места рождения.
Дом в селе Шуйское.
Дом одноэтажный, с мезонином, деревянный, рубленый, обшит тесом. Главный фасад имеет семь заглубленных окон, оформленных прямоугольными наличниками.
УЧАЩИЙСЯ.
Справка о семье
А.Н.Коркин родился в семье зажиточного крестьянина Шуйской волости Тотемского уезда. Его отец был большим поклонником науки и школы, содействовал открытию первого в бывшей Вологодской губернии сельского приходского училища. В 1840 году семья Коркиных переехала из деревни в село Шуйское, где до сих пор сохранился дом, в котором провел детство известный ученый. Отец Коркина умер в 1849 году. К этому времени он разорился, оставив свою жену и двенадцатилетнего сына без средств к существованию. Когда Саше было еще восемь лет, отец отдал его на воспитание к Александру Ивановичу.
ВЕДУЩИЙ.
Вопрос 3. Назовите фамилию первого учителя Александра.
Эта фамилия записана в таблице:
Иваницкий
Остроградский
Рашевский
V(t)=5-t
V(t)=5-t2
V(t)=5t-t2
Правильному ответу соответствует формула для вычисления скорости тела, движущегося по закону: x(t)=5 t-0,5t2.
УЧАЩИЙСЯ.
Справка.
С 1845 года Саша стал жить в семье Иваницких. Александр Иванович Иваницкий - один из талантливейших преподавателей Вологодской гимназии, который кроме математики, увлекался физикой и естествознанием, занимался разносторонней научной и литературной деятельностью. Жена Иваницкого была также хорошо образованной женщиной. Она обучала Сашу Коркина французскому и немецкому языкам. Жизнь в семье Иваницких оказала большое влияние на развитие разносторонних способностей будущего ученого. Маленький Саша Коркин был очень сообразительным ребенком, поражавшим всех своей памятью. За три года он был так хорошо подготовлен, что в 1847 году поступил сразу во второй класс Вологодской гимназии. Ученье давалось легко. Александр был первым учеником в классе по всем предметам.
ВЕДУЩИЙ.
В 1853 году А.Коркин окончил гимназию с золотой медалью, но сразу в университет поступить не мог, так как ему было 16 лет, а в университет принимали с 17. На следующий год А.Коркин поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. При поступлении его « признают первым из экзаменовавшихся».
Вопрос 4. Назовите фамилию знаменитого русского ученого-математика, у которого Александр Коркин слушал лекции по аналитической геометрии.
М.В.Остроградский
12
И.М.Первушин
24
П.Л.Чебышев
48
А.М.Ляпунов
16
Имени лектора соответствует число, которое является ускорением данной функции f(t)=(4-2t)3 при t=1.
УЧАЩИЙСЯ Справка.
Пафнутий Львович Чебышев (1821—1894).
Виктор Яковлевич Буняковский (1804—1889).
Физико-математический факультет Петербургского университета в это время славился своими профессорами. С 1841 г. там преподавал Осип Иванович Сомов, с 1846 г. —Виктор Яковлевич Буняковский , с 1847 г. — Пафнутий Львович Чебышев.
Основная учебная нагрузка лежала тогда на плечах П. Л. Чебышева — самого молодого из преподавателей-математиков. Следовательно, Александр Коркин слушал такие важные курсы, как аналитическая геометрия, высшая алгебра, теория чисел у знаменитого Чебышева.
В отчете за 1855/56 академический год Чебышев записал первым в списке имен отличнейших студентов и слушателей 2-го курса имя Александра Коркина.
ВЕДУЩИЙ.
Будучи студентом, Александр Коркин написал конкурсное сочинение «О наибольших и наименьших величинах», за что был награжден золотой медалью. Работа была напечатана в «Студенческом сборнике».
Вопрос 5. Когда была получена эта золотая медаль?
Найдите наибольшее значение функции f(x)=x3-3x+1857 на отрезке [0,1] и вы узнаете год получения медали.
ВЕДУЩИЙ.
После окончания университета А.Н.Коркин работал учителем математики в первом кадетском корпусе, а с 1860 года преподавал в Петербургском университете. Переход Коркина в университет совпал со временем студенческих волнений, вызванных введением в 1861 году новых правил для студентов. Университет закрыли, а молодых ученых отправили за границу. Коркин отправляется в Париж, затем в Германию.
Вопрос 6. Знаете ли вы имя знаменитого немецкого математика, главы берлинской математической школы, ставшего преподавателем Александра Николаевича?
Его имя записано в таблице среди имен других знаменитых немецких ученых 19 века:
Давид
Гильберт
Карл
Вейерштрасс
Феликс Клейн
x=1 ; x =4
x=0 ; x =4
x=0 ; x =5
Задание: Найдите точки экстремума функции f(x)=x5-5x4+3. Ответ сопоставьте с таблицей.
УЧАЩИЙСЯ
Справка.
Карл Вейерштрасс
Четырнадцать лет Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс был учителем гимназии в Мюнстере и других городах Германии, по тридцать часов отдавая урокам физики, математики, химии, естествознания и даже гимнастики, и, невзирая на такой многочасовой труд, продолжал изучать математику, выбирая самые трудные её разделы. Имя Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии, и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет.
ВЕДУЩИЙ.
В 1864 году Коркин вернулся в Петербург. В 1868 году защитил докторскую диссертацию и был избран профессором.
Вопрос 7.
В каком году ученому присваивается звание заслуженногопрофессора?
Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, найдите наименьшее значение функции f(x)=2sin2x+1890 на отрезке [ 0; π/2 ].
ВЕДУЩИЙ.
В Петербургском университете А.Н.Коркин преподавал более 48 лет. Он читал курсы лекций почти по всем математическим предметам. Свыше тридцати лет Александр Николаевич преподавал в Морской академии. Только в 1900 году он передал чтение курса своему ученику.
Вопрос 8. Назовите фамилию ученика Александра Николаевича.
f(x)
8x5
cos 4x
5sinx
tg2x
15
10/x
f/(x)
Найдите производную предложенных функций.
Каждый ответ замените буквой:
-4sin4x = Р 2/cos22x = Л -10/х2 =В 5cosx = Ы
40х4 = К 0 = О
УЧАЩИЙСЯ
Справка.
Алексей Николаевич Крылов в молодости (1863—1945).
Алексей Николаевич Крылов родился в 1863 году, окончил курс морского училища Николаевской морской академии. Он изобрел разного рода приборы, употребляемые в русском флоте. Алексей Николаевич -выдающийся русский ученый, крупнейший специалист кораблестроения, математик, механик, астроном. Его труды вошли в летопись самых значительных достижений мировой науки. Генерал – лейтенант флота, академик А.Н.Крылов, ставший основоположником русской научной школы кораблестроения и классиком корабельной науки, внес огромный вклад в развитие могучей морской державы – России.
ВЕДУЩИЙ.
Лекции Коркина пользовались большой популярностью. Отличительная черта их - четкость, ясность и доступность. Студенты хорошо усваивали курс и с интересом выполняли заданные задачи. Александр Николаевич умел замечать талантливых студентов. Все любители математики свободно могли прийти к ученому на квартиру.
Вопрос 9. Как назывались эти заседания?
«Коркинские понедельники»
ctg x
«Коркинские пятницы»
tg x
«Коркинские субботы»
0
Найдите производную предложенных функций:
f(x)=123+sin0
f(x)= sin25x+cos22x
f(x)= sinx-cos7x
Производная одной из функций помещена в таблице.
ВЕДУЩИЙ.
Его учениками и друзьями были известные математики Е.И.Золотарев, Д.А.Граве, А.Н.Крылов.
Вопрос 10. Кто из них является вологжанином?
Дмитрий Александрович Граве
– вологодский математик
(1863-1939гг.)
Егор Иванович Золотарев (1847—1878). Алексей Николаевич Крылов(1863—1945).
ВЕДУЩИЙ. Много лет Коркин жил в маленькой квартирке в деревянном доме на Васильевском острове. Жил он очень скромно, в квартире не было предметов никакой роскоши. Пока была жива его мать, он каждое лето ездил к ней в село Шуйское.
Вопрос 11. Когда умер Александр Николаевич Коркин?
Этот год записан в таблице:
1906
1907
1908
Y=3x2-2x+5
Y=4x5+3
Y= -2x+6
Он соответствует функции, которая убывает на всей числовой прямой.
УЧАЩИЙСЯ
А.Н.Коркин внес большой вклад в математическую науку. Он являлся членом Московского математического общества и почётным членом Харьковского математического общества. Коркин- один из лучших учеников Чебышева, внёс большой вклад в научную и педагогическую деятельность Петербургской математической школы. Учениками его были академики Марков, Золотарёв, Крылов, Ляпунов, почётные члены Академии Наук: Граве, Поссе, члены-корреспонденты Академии Наук: Гюнтер, Иванов, Вороной, профессора Сохотский, Романовский и другие. Кроме диссертации, большую научную ценность имели его мемуары по теории квадратных форм. Большая часть работ Коркина издана на французском языке, которым он владел в совершенстве.
ВЕДУЩИЙ. Подведение итогов игры. Определяется команда – победитель