Формироване ключевых компетенций в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Формироване ключевых компетенций в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формироване ключевых компетенций в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся »
Формироване ключевых компетенций
в ходе проектно-исследовательской
деятельности учащихся
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В условиях глобализации, интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека, когда ключевым ресурсом экономического роста страны становится интеллектуально-образовательный потенциал, государство выдвигает новые требования к образованию граждан своей страны.
Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.
Одной из наиболее удачно и полно отвечающей требованиям современного образования является проектная методика, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
сформировать чувство ответственности за порученное дело;
воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как - способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.
Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача учителя – в развитии исследовательских способностей учащихся. Наряду с основными вопросами образования у учащихся важно сформировать и такие качества как:
потребность узнавать новое;
умение применять те или иные навыки (наши учащиеся принимают участие в создании индивидуальных проектов. Становятся участниками научных конференций, участвовали во Всероссийской научной конференции школьников им. Вернадского)
восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах.
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи.
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для старшеклассников большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и гимназистов. Чему же учатся учителя и гимназисты в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение». Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт школьника. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
1. Рефлексивные умения:
– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
– умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
– умение находить несколько вариантов решения проблемы;
– умение выдвигать гипотезы;
– умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве с другими:
– умения коллективного планирования;
– умение взаимодействовать с любым партнёром;
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
– навыки делового партнёрского общения;
– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.
4. Менеджерские умения и навыки:
– умение проектировать процесс (изделие);
– умение планировать деятельность, время, ресурсы;
– умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
– навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
– умение вести дискуссию;
– умение отстаивать свою точку зрения;
– умение находить компромисс;
– навыки интервьюирования, устного опроса.
6. Информационные умения:
– использование информационно-коммуникационных технологий;
– применение на уроках технологии текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, что позволяет использовать учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации;
– использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.
7. Презентационные умения и навыки:
– навыки монологической речи;
– умение уверенно держать себя во время выступления;
– артистические умения;
– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
– умение отвечать на незапланированные вопросы.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.
В 5-6 классах мы с учениками выполняли творческие проекты в виде математических газет.
В 7 классе ребята выполняли краткосрочные проекты, направленные на формирование интереса к новому для них предмету: геометрии. Такие проекты можно отнести к практико-ориентированным
В 8 классе проекты выполнялись в парах. В этом возрасте нужно помочь ученику развивать исследовательские умения: выявление проблемы, построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ, обобщение. Ребята уже могут делать проекты, носящие исследовательский характер. По времени выполнения такие проекты относятся к долгосрочным, поэтому работа шла в течение нескольких месяцев.
Защита проектов в 5 и 11 классах проходит на научно-практической конференции, которая традиционно проводится в апреле месяце в нашей гимназии. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Оценивались чёткость формулировок, результативность работы, культура речи, умение аргументированно отвечать на вопросы слушателей. Все теоремы, использованные в работе, ученики могли доказать. Каждый докладчик сопровождал свою работу компьютерной презентацией (лучше использовать презентацию – иллюстрацию к докладу, не применять различные сложные приемы анимации, которые требуют излишнего внимания выступающего). Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
В своей учебной деятельности использую элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.