Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Татарска
Доклад по теме:
"Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся как основной способ формирования метапредметных результатов".
Чуприна Ольга Александровна
г. Татарск
2017
В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, проводить исследования.
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться.
В соответствии с ФГОС по окончанию обучения на соответствующей ступени мы должны получить определенные личностные, предметные и метапредметные результаты.
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия УУД;
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
Одним из способов достижения результатов, предъявляемых требованиями ФГОС является организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая выступает основным средством достижения метапредметных результатов обучения.
В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:
ставить цель и задачи;
анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
проявлять инициативность и самостоятельность;
проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
общаться и решать коммуникативные задачи;
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся выделяю три этапа, от простого к сложному:
1. Мотивация (интересные исторические факты по математике; реальные проблемы и явления, наблюдаемые в повседневной жизни).
2. Научность знаний (переход от наблюдения к эксперименту, который подразумевает под собой: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов, расчет погрешности, промежуточные результаты, анализ результатов).
3. Творчество (творческие задания, экспериментальные задачи, проекты).
Организовывать проектно-исследовательскую деятельность необходимо в комплексе: на уроках и во внеурочной деятельности.
Урочная проектно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; практические занятия; урочные проекты.
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: элективные курсы, проектная работа; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференции.
Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время может быть, как групповой, так и индивидуальной, выполняемая обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Этапы организации проектной деятельности:
1 этап: Информационно-организационный. Формирование групп. Выбор темы.
2 этап: Подготовительный. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий. Анализ ресурсов.
3 этап: Практический. Выполнение обучающимися запланированных эксперементов, исследований и наблюдений. Работа с источниками информации.
4 этап: Презентационный. Презентация проектов (в рамках урока, конференции, элективного курса, недели математики).
5 этап: Контрольный. Изучение возможностей использования результатов проекта (участие обучающихся в конкурсах, конференциях, организации выставка, включение в банк проектов, презентация на сайте школы лучших работ, рефлексия).
В своей работе активно использую такие виды создания проектов, как:
- создание презентаций по определенной теме с целью изучения теоретического материала и практического применения;
- создание аналитического материала для взаимопроверки по пройденным темам раздела;
- изучение биографии ученых и их вклад в развитие математики.
В своей педагогической деятельности использую презентации, тесты, кроссворды и т.д., созданные учащимися. Это облегчает труд учителя, работая в параллели. В 2016-2017 учебном году участвовала в конкурсе «Инфошкола» по теме: «Решение неравенств методом интервалов» в 9 «б» классе и при подготовке к уроку использовала презентацию, созданную учащимися из параллельного класса.
Примером группового проекта является создание новогоднего украшения на уроке геометрии в 8 классе. Дети с помощью геометрических фигур, заранее изготовленных дома, и подручного материала создали новогоднюю елку, украшенную знаками корня из проволоки, моделями квадрата разного размера, шариками и др.)
В нашей школе в прошлом учебном году проходил конкурс проектов, где было представлено 13 проектов по различным дисциплинам, в том числе и по математике.
Методическим советом были разработаны критерии оценивания информационного и творческого проектов.
На одном из заседаний РМО меня заинтересовала тема внеурочного занятия и я без какого либо обозначения, что это маленькое исследование, предложила учащимся своего класса просто попробовать сделать «поделку», тогда я это именно так и обозначила. Так называемой «поделкой» должен был быть лист Мёбиуса. Дети с большим интересом выполняли инструкцию по выполнению 1 этапа создания листа Мёбиуса, а далее они уже сами заинтересовались, что же получится, если сделать еще разрез. Одна из учениц моего класса заинтересовалась данной темой и мы решили участвовать в школьном конкурсе проектов. Девочка самостоятельно изучила большое количество теории по данному вопросу, выдвинула гипотезу на каждый этап исследования. Но к сожалению, на этом этапе наша работа закончилось по состоянию здоровья девочки и мы отказались участвовать в конкурсе. В этом году мы обязательно продолжим работу по данной теме и будем участвовать в конкурсе проектов. Так же планирую выход с данной темой на другие классы школы, ориентировочно на 7-8 -ые.
Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством. В процессе проектной-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.