Цель:обобщение и уточнение знаний детей по темам: «Весна», «Насекомые», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Деревья»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять, расширять представления, знания о сезонных изменениях в природе в весенний период;
совершенствовать грамматический строй речи (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, существительных в родительном падеже,образование относительных прилагательных)
Логопед:А это письмо от Маши. «Здравствуйте, ребята! Я собираюсь в гости к своему другу Медведю, но не знаю, проснулся ли он? Что мне делать? Помогите мне».
Ребята, как мы сможем помочь Маше?
Дети: Расскажем Маше о том, что происходит в природе весной.
Логопед: Мы отправляемся в весенний лес.
2.Основная часть.
Проводится самомассаж лица детьми.
Логопед: Давайте ощутим прикосновение весны.
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).
Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).
По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).
А всё-таки солнышко светит ярче. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Логопед: Чтобы не скучать в пути предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.
Апрель, апрель хлопки «Наказать язычок»
На дворе капель щелкаем пальцами «Лошадка»
По полям бегут ручьи волнообразные движения «Качели»
На дорогах лужи замок «Чашечка»
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи указательный и мизинец «Змейка»
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник удары кулачками «Футбол»
Стали птицы
Песни петь ладони перед собой «Вкусное варенье»
И расцвел подснежник бутон «Трубочка», «Улыбка»
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне»(развитие речевого слуха и восприятия)
-Логопед: Вспомним признаки весны.
Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к весне:листопад,ручьи, вьюга,половодье, ледоход, метель, ягоды,проталины, мороз, лужи, подснежник, март,сосульки, капель.
Упражнение на определение первого звука в словах. На столе лежат предметные картинки. Ребенок называет картинку и определяет первый звук.
Логопед: Мы сможем попасть на весеннюю полянку, если определим первый звук в словах: паук, муравей, муха, пчела, кузнечик, комар, жук, бабочка, стрекоза, шмель, осы.
Логопед: Кто это?
Дети: насекомые.
Логопед:Что происходит с насекомыми весной?
Дети: насекомые просыпаются, выползают из своих домиков.
Логопед: Вот мы и в весеннем лесу. Звучит аудиозапись. Слад№1
Развитие дыхания
Логопед: Почувствуйте, какой чудесный воздух в весеннемлесу. Делаем вдох носом, а на выдохе говорим: Ах, какой чудесный воздух!
Посмотрите, сколько в лесу деревьев: и березы, и дубы, и липы, и клены, и сосны.
Проверим, на всех ли деревьях весна распустила листочки?
«С какого дерева лист?» (Упражнение в образовании относительных прилагательных) по предметным картинкам.
Это лист с березы (он какой?) – березовый
Дети: Лист с осины - …
Лист с дуба - ...
Лист с клена - …
Лист с липы -…
Логопед: Природа родного Башкортостана очень разнообразна и красива. В его лесах обитает много животных. Как мы их называем?
Дети: дикие животные.
Логопед: назовите, кого вы видите. Слайд №2
Дети: я вижу лису…
Логопед: Что в жизни животных происходит весной?
Дети: у животных рождаются детеныши.
Логопед: Проверим, у всех животных появились детеныши?
Словесное упражнение «У кого кто?»Слайд №3
У лисы – лисенок-лисята, у медведицы – медвежонок-медвежата, у волчицы – волчонок-волчата, у ежихи – ежонок-ежата, у белки – бельчонок-бельчата, у зайчихи – зайчонок-зайчата.
Физминутка дети выполняют движения по тексту.
Давайте расскажем стихотворение о веснеи изобразим движениями.
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. А.Плещеев.
Логопед: назовите птиц, которые вернулись к нам из теплых стран?
Дети: грач, скворец, ласточка, соловей, кукушка
Логопед: Как они называются? Слайд №4
Дети: перелетные
Логопед: Здесь вы видите по одной птице, а как сказать про много птиц?
Выполним упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных)
Логопед: Отгадайте загадку:
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).Слайд№5
Логопед: Сосульки тают, и начинается капель. Вот сколько капелек у меня. Возьмите по одной и расскажите, что отражается в них? Свои предложения начинайте со слова «Весной…». (Ответы детей).
Словесное упражнение «Назови ласково»(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед: Самым главным признаком весны является яркое, теплое солнышко. Давайте поиграем в его любимую игру «Назови ласково».
(Логопед передает в кругу солнце, называет слово, а ребенок, у которого солнышко- называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме)Солнце - солнышко;луч - лучик;ручей – ручеек;дерево - деревце;лист - листик; туча-тучка; дождь -дождичек;облако – облачко;цветы – цветочки; трава-травка;лед -ледок; проталина-проталинка;лес-лесок; ветер-ветерок.
3.Заключительная часть. Логопед: Куда мы ходили?
Дети: в лес.
Логопед: Какие упражнения выполняли, в какие игры играли? (ответы детей)
Может Маша отправиться в гости к медведю?
А чтобы она не забыла, что происходит весной, вечером мы нарисуем картину для Маши о весне.