Развитие тонкой моторики и подготовка руки к письму детей, страдающих детским церебральным параличом
Развитие тонкой моторики и подготовка руки к письму детей, страдающих детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы личности. У этих детей снижен запас знаний и представлений об окружающем мире, они не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
Среди учащихся школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата принято выделять следующие категории учащихся с учетом психофизических особенностей и возможностей овладения ими учебного материала:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие тонкой моторики и подготовка руки к письму детей, страдающих детским церебральным параличом»
Подготовка руки и обучение детей с ДЦП письму.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности , но и эмоционально-волевой сферы личности. У этих детей снижен запас знаний и представлений об окружающем мире, они не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
Среди учащихся школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата принято выделять следующие категории учащихся с учетом психофизических особенностей и возможностей овладения ими учебного материала:
дети, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному
дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения, с незначительной задержкой психического развития и разборчивой речью
дети со значительной задержкой психического развития, осложненным тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи.
Дети 1 и 2 группы обучаются в общеобразовательных школах или на дому по общеобразовательной программе. Дети 3 группы снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта.
Моторное развитие при ДЦП не просто замедленно, но и качественно нарушено на каждом этапе. При педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
развитие опорной функции на раскрытие кисти
осуществление произвольного захвата предметов кистью
включение пальцевого захвата
противопоставление пальцев
постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия
дифференцированные движения пальцев рук.
Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.
При обучении детей письму следует помнить, что эти дети испытывают большие трудности при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, при плавном соединении отдельных элементов в букву, при написании элементов одинаковой величины. Нарушения оптико-пространственного восприятия выражаются в пропуске строк (клеток) в тетради, ребенок может начать писать в середине листа.
Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения ребенком графическим навыком письма.
Подготовка руки к письму.
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка-инвалида, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей-инвалидов данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Психологи отмечают, что у детей 5-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому необходимо проводить индивидуальные занятия в соответствии с диагнозом и с возможностями ребёнка-инвалида.
Дети-инвалиды в большинстве своем не посещают детские дошкольные учреждения, поэтому работа над подготовкой руки к письму должна проводиться прямо на уроке.
Огромное внимание необходимо уделять следующему:
- выполнение упражнений для укрепления кистей и пальцев рук;
- развитие «ручной умелости» (конструирование, складывание разнообразных мозаик, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание сосредоточенность);
- развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперёд-назад);
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- развитие графических умений детей (с помощью графических упражнений).
Гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук.
Упражнение для кистей рук №1:Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы.
Упражнение для кистей рук №2: Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.
Упражнение для кистей рук №3: Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.
Упражнение для кистей рук №4: Соединить ладони вместе, затем попеременно отводить назад до отказа пальцы на счет 1-4, начиная с мизинцев.
Упражнение для кистей рук №5: Соединить кисти рук и, опираясь на концы пальцев, отводить основания кистей в стороны, не смещая концов пальцев.
Упражнение для кистей рук №6: Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.
Упражнение для кистей рук №7: При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.
Упражнение для кистей рук №8: Локти прижать к бокам, ладони направлены вперед. Постепенно сжимать и разжимать пальцы в фалангах.
Упражнение для кистей рук №9: Переплести пальцы и делать сжимающие движения.
Упражнение для кистей рук №10: Постепенно разминать расслабленные пальцы поочередно сначала правой рукой на левой, затем наоборот. Разминание следует начинать с конца пальцев и до основания. Закончить круговыми вращательными движениями.
Упражнение для кистей рук №11: Прижать локти к бокам, пальцы сжать в кулак и повращать кистями в ту и другую сторону.
Упражнение для кистей рук №12: Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз.
Упражнение для кистей рук №13: Зажать ручку средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы, следить, чтобы ручка двигалась вертикально.
Упражнение для кистей рук №14: На столе лежат 8-10 карандашей. Одной рукой собрать в кулак карандаши , беря по одному, затем положить карандаши на стол, так же кладя по одному.
Упражнение для кистей рук №15: Зажать ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по поверхности стола.
Упражнение для кистей рук №16: Зажать конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Переворачивать ручку и вкладывать ее другим концом в левую руку. Очередным переворотом вложить ручку в правую руку и т.д. Ручка вращается в вертикальной плоскости.
Упражнение для кистей рук №17: Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Ручку перекатывают в разных направлениях.
Игры с пальчиками.
Хорошей формой работы по подготовке руки ребёнка к письму, является пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
Развитие пространственной ориентировки.
Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Детям-инвалидам это удается особенно трудно. Поэтому уделяется значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дети должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.
Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске воспитатель двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо, по указанию воспитателя (он сам проверяет точность выполнения задания), либо сами выбирают направление движения фигурки и сообщают всем, куда спрятался зайчик.
Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.
Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.
Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске взрослый двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо, по указанию учителя (он сам проверяет точность выполнения задания), либо самостоятельно (без помощи учителя).
Развитие у детей чувства ритма.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному естественному природно-биологическому ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для детей форме: ритмических упражнениях и играх ( пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма ( выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста.
Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях. Например, упражнение «Дождь». Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами «кап-кап», которые воспитатель или ребенок у доски произносит в быстром или медленном темпе.
Развитие графических умений.
Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей-инвалидов формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в следующем:
— неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном;
— неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок держит карандаш либо слишком далеко, либо очень близко к нижнему пишущему кончику;
— неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону или от себя. При этом кисть и локоть зависают над столом;
— слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета;
— неправильная поза. Ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на колено, изгибается, подкладывает под себя ногу.
Это, к сожалению, часто зависит от диагноза. Не всегда рекомендуется вмешиваться в неправильный захват ручки (карандаша), в неправильное положение руки или кисти и т.д. Только после консультации с врачом-ортопедом и психоневрологом можно предпринимать какие-то действия.
Можно предупредить формирование неправильного навыка. Для уточнения наблюдений при этом используются специальные задания. Например, предложить ребенку нарисовать карандашом одним движением окружность диаметром 3 — 3,5 см (по образцу). Если кисть слабо развита и ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, он не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, рисует окружность значительно меньшего размера или рисует ее в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показательным для определения фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком на листе бумаги очень маленьких предметов.
О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и кисти руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.
Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством учителя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игра «От дома к дому». На доске или на листах бумаги в разных местах (слева - справа, вверху - внизу) рисуются разноцветные домики. Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, затем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все домики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие словами: «От домика к домику, от домика к домику».
Широко используются различные графические упражнения: обведение клеток, составление узоров, фигур вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.
В начале каждого занятия надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно.
Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассматривание работ, затем заполняются еще две строки. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.
Можно провести зрительный диктант. Детям предъявляется графический рисунок, обсуждается, кто на нем изображен, а затем предлагается воспроизвести его по памяти.
При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (или ручкой), у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Не все дети легко справляются с материалом и прекрасно его усваивают. При этом занятия вызывают у них огромный интерес и положительные эмоции.
В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. Желательно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится на уроках.
Важным этапом работы является обучение ребенка-инвалида адекватной позе во время письма, при которой нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными. Свет должен падать слева.
СУ-ДЖОК терапия для детей.
«СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
Тело и его системы соответствия находятся в постоянном взаимодействии. При заболевании “сигнальная” волна направляется из пораженного органа или части тела в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной. В момент стимуляции такой точки возникает “лечебная” волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган.
Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно - логопедической работе в качестве массажа , для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.
Массаж Су-Джок шарами.
Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями) .
Пальчиковая игра «Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (дети катают Су- Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать. (дети катают Су - Джок между ладоней)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять, (разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (надеваем кольцо Су- Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Учитель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей.