Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода. Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах. Коррекционно-образовательные задачи: Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения. Коррекционно-воспитательные задачи: Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения. Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук. Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика. Ход занятия I. Организационный момент Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2) Психогимнастика с элементами самомассажа Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) • И лицо теплом мы умываем ( ладонями проводить по лицу сверху вниз) • Грабельками сгребаем все плохие мысли ( движения кончиков пальцев от середины лба к вискам) • Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) • Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) • А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки) • Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) • А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта) • И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) • Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) • А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз) II. Основная часть - Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев? - А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)). - У кого в гостях вы побывали? (зима, весна) - Назовите зимние и весенние месяца. - Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна? - С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3) - Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам) - Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание. Задание (слайд 4) - Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны. - Какие зимние цвета? Весенние цвета? (Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют - Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .) - Как меняются краски с приходом весны? Логопед: - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце. Задание 1: «Скажите наоборот» - Как всё меняется с приходом весны? Зимой снег чистый, а весной - … грязный Зимой дни холодные, а весной - Зимой солнце тусклое, а весной - Зимой погода часто пасмурная, а весной - Задание 2: «Весенний лес» (Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия) Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске. - А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, …. - Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик. Задание 3: - Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение). Весна. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Верно, очень тёплые Ноги у весны. (- Как вы понимаете это сравнение?) - Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце). Задание 4: Выделение последнего звука в слове - Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки) - В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)). Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным - Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний». весенняя проталина, весенний лес, весенний скворечник, весеннее дерево, весеннее облако, весенний лист, весенний ручей, весенняя трава, весеннее солнце, весенний цветок. Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд - вода» Задание 7: Птицы (ребусы) - Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9) - Что могут делать птицы? Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.) (Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …) Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10) - В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется. срок -сок крошка - кошка мрак- мак краска- каска прачка- пачка крот-кот Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями). Солнце наше высоко (тянуться вверх) Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук) Тает снег от лучей, (расслабление) Звонко побежал ручей. Вы за ручейком бегите, И друг другу улыбнитесь. Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память - А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)! (Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.) – Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах. (Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель) III. Рефлексия Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”. Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза). - С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске. Свой ответ начните словом – «Весной ...». (слайд 11) |