Орг. момент. Этап мотивации Целеполагание . Актуализация знаний постановка проблемы и ее решения (Слайд № 2.) Определение учебных задач | Создаёт комфортную обстановку. Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Подбор качественных прилагательных. Вывести цель и тему урока. | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Викторовна. Сегодня я спешила к вам на урок под своим волшебным зонтом (учитель раскрывает зонт), а волшебный он потому, что только под ним замечают всё необычное, красочное. Я обратила внимание, что дни становятся длиннее. - Как вы думаете, почему в природе происходят изменения? (Наступает весна). - Подберите к слову весна прилагательные. Ребята, вы такие внимательные, что заметили все происходящие изменения в природе. Вы как настоящие детективы. - Вы знакомы со словом «детектив»? Кто это? - Какими качествами должен обладать хороший детектив? Иметь зоркий глаз. Уметь слушать и слышать. Быть внимательным. Уметь логически мыслить. Вывешивается на доску. - Вы себя такими и показали, поэтому наш класс превращается в детективное агентство «Мир вокруг нас». (на доску) В ходе игры у вас еще есть прекрасная возможность проявить качества настоящего детектива. А кто станет лучшим, определим в конце нашего занятия. - В наше детективное агентство поступило срочное сообщение: «Потерялась девочка. Приметы: очень красивая, как цветок; такая крошечная, что скорлупа грецкого ореха служит ей кроваткой. Имя её Дюймовочка. Помогите найти похитителя девочки» (Мама Дюймовочки). Ответив на вопрос: «Кто это?», мы сформулируем тему урока. Тема урока. Жаба. Лягушка. - Какие у вас возникли вопросы, ответы на которые вы хотели бы найти в ходе урока? 1. Как выглядит? Приметы. 2. Где искать? Место обитания. 3. Какой ведет образ жизни? Учебные задачи на занятие определены. | Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на успешную работу в процессе занятия. Ответы детей. Высказывание своего мнения, кто такой детектив и какими качествами обладает? Ответы детей. Ответы детей. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстником; формирование способностей конкретно и ясно излагать содержание и отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков детектива; построение грамотного, осознанного речевого высказывания |
Применение знаний (Слайд № 3.) Показ видеофрагмента, дополнение учителя (Слайд № 4.) (Слайд № 5.) Проверка осознанности полученной информации об отличиях жабы и лягушки Игра «Расставь правильно стрелки». (Слайд № 6) (Слайд № 7) Чтение со слайда Самостоятельная исследовательская работа. (Слайд № 8) Дифференцированные задания Самостоятельная работа (Слайд № 9) Дифференцированные задания Физкульт минутка Применение знаний Работа с карточками на партах Закрепление материала Работа с тестом (Слайд № 10) | Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Установление правильности и осознанности изучения темы. Закрепление в памяти детей новых знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы при закреплении материала. Коррекция мышления через анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие коммуникативных умений при работе в группе. Развитие техники чтения. Работа с текстом. Развитие коммуникативных умений при работе индивидуально.
Развитие коммуникативных умений при работе индивидуально. Закрепление полученных знаний.
Снятие напряжения.
Развитие коммуникативных умений при работе в паре.
Дополнение о питании жаб и лягушек. | - Приступаем к решению первой задачи. - Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос: - Как выглядят лягушки? Приметы жаб и лягушек. у взрослой жабы и лягушки длинные задние ноги, перепончатые пальцы и нет хвоста. кожа может быть гладкой или бородавчатой, но она всегда влажная. эти животные бывают разного цвета (и желтые, и красные, и даже голубые). в наших местах обитают лягушки зеленые с коричневым оттенком. - Молодцы. Вы были очень внимательны во время просмотра фильма, поэтому дали правильные ответы. Существует более 3500 видов жаб и лягушек. Все они похожи друг на друга. - Как вы думаете, существует разница между жабами и лягушками? - Как у хороших детективов, у вас зоркий глаз, поэтому быстро нашли правильный ответ. - На доске карточки, в которых нужно повернуть стрелку на правильный ответ. (Задания можно варьировать: 1) учитель называет определение животного, ученики с помощью стрелки определяют этого животного; 2) учитель называет животное, дети находят его описание и направляют на него стрелки.
- Итак, приметы похитительницы нами составлены. - Нужно определить место обитания жабы. Это вы сможете сделать, используя строчки из сказки про «Дюймовочку». Кто написал эту сказку? Г.Х.Андерсен Прочитайте строки сказки, ответьте на вопрос: - Где живут жабы? Однажды ночью…. Слайд Слайд Жаба схватила девочку и выпрыгнула в сад. Она поставила колыбельку на лист кувшинки на самую середину реки, чтобы Дюймовочка не убежала. Сами же жабы хорошо плавают и передвигаются по суше, они прыгают и даже лазают по деревьям. Жабы и лягушки живут и прекрасно себя чувствуют и на земле, и в воде. - Где живут жабы? - А сейчас я вам предлагаю задание. Перед каждым из вас формула. Решив её, вы сможете определить название жаб и лягушек по месту их обитания. а) Задание для сильных учеников. земля + вода = ? б) Задание для средних учеников. Расшифруйте слово, решив необычный пример: ЗЕМЛЯ – ЛЯ + НО + ВОДА – А + НЫЕ = ? в) Задание для слабых учащихся. Зачеркните 1, 6, 11 буквы и прочитайте слово. УЗЕМНУОВОДУНЫЕ - Как называются жабы и лягушки по месту их обитания? (Земноводные) Дополнительные сведения логопеда. - Земноводные способны жить и в воде, и на суше. - О таких животных говорят: «Они ведут двойную жизнь». Обитают рядом с водой, по берегам прудов, ручьев, речушек. - К земноводным, кроме жаб и лягушек, можно отнести саламандру и тритона. - Взрослые земноводные живут в основном на суше, но не могут долго обходиться без воды, т.к. их кожа должна быть всегда влажной. В воде лягушки и жабы откладывают икру и прячутся от опасности. -Уважаемые детективы, где будем искать похитителя? Задание сильным учащимся: определить дом лягушки. На слайде даны 3 картинки: собака, собачья будка, лягушка. Детям вместо знака вопроса нужно определить дом лягушки. Задание слабым учащимся: Определить верную дорожку к дому лягушки. Провести стрелку (дорожку) к одной из трех иллюстраций (дом): цветочный луг, болото, пустыня. - Где будем искать похитительницу Дюймовочки? - И с логическим мышлением, уважаемые детективы, у вас всё в порядке, поэтому вами верно определено место нахождения похитительницы.
- Сейчас мы с вами попробуем сделать движения вместе с лягушками
- Переходим к решению третьей задачи. Какой образ жизни ведут жабы и лягушки? - Как вы думаете, чем питаются взрослые жабы и лягушки? - Предлагаю вам игру «По болотным кочкам». - Работать будете в парах, ваша задача: поместить лягушку на ту болотную кочку, где находится предмет, который, по вашему мнению, употребляет она в пищу. - Взрослая лягушка – хищник. Она употребляет в пищу мух, комаров, червей и гусениц, улиток, мелких рыбок. Насекомых лягушки ловят длинным языком, который покрыт клейкой жидкостью. Когда лягушка видит насекомое, она «выстреливает» языком в его сторону, насекомое прилипает и становится добычей лягушки. - Итак, уважаемые детективы, информация о похитительнице вся собрана, место нахождения жабы определили. Дюймовочку мы можем вернуть маме, но тогда не получится такой чудесной сказки с таким красивым концом. - Почему жаба украла Дюймовочку? - Так ли уж плоха и вредна жаба, как она представлена в сказке? В жизни земноводные – безобидные и полезные существа. Они приносят большую пользу сельскому хозяйству: уничтожают насекомых-вредителей, улиток, слизняков, которые поедают стебли и листья растений. Логопед. Как хорошие детективы, вы умеете слушать, поэтому сейчас легко справитесь с блиц-опросом. 1. Блиц-опрос. Расскажите о земноводных, вставляя подходящие по смыслу слова. К земноводным относятся ?, ?, ?, ?. Живут они в ? и на ?. Лягушки и жабы - ? животные. Земноводные питаются ?, ?, ?. Они уничтожают ?, ?, ?.
| Ответы детей после просмотра видеосюжета Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив– быть внимательным). Фронтальная работа Сравнение по фотографиям. Ответы детей: У жаб морщинистая бородавчатая кожа землистого цвета. У жаб более короткие задние лапки, у них нет зубов. Жабы крупнее и сильнее. У лягушек кожа гладкая, обычно зеленоватого цвета, есть зубы. Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- зоркий глаз). Работа в группах. Чтение детей на слайде Ответы детей САМИ выбирают степень сложности. Самопроверка САМИ выбирают вариант и выполняют задание Самопроверка Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- уметь логически мыслить). Ребята делают движения, похожие на движения лягушки. Работа в парах . Ответы детей Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- уметь слушать и слышать). | Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Познавательные :анализ, синтез, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия; выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; обнаруживать и исправлять ошибки. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация; воспитание умения слушать и быть внимательным. Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности;умение работать в группе. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия; выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; обнаруживать и исправлять ошибки. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация; воспитание умения слушать и быть внимательным. Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности; формирование адекватной самооценки. Познавательные: обобщение темы занятия; пополнение активного словаря новыми словами. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия; выполнение учебных действий в речевой и умственной форме. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения работать в паре. Познавательные: получение новой информации и обобщение имеющихся знаний; пополнение активного словаря новыми словами. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия; выполнение учебных действий в речевой и умственной форме. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. |