kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическое занятие по теме "Жаба. Лягушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие связной речи через знакомство с земноводными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое занятие по теме "Жаба. Лягушка"»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»






Лексическое занятие

«Жаба. Лягушка»


Занятие в 5 классе.










разработала: Ковалева Е.В..

учитель - логопед






г.Чернушка 2015 год





Лексическое занятие на развитие речи.


Цель урока: развитие связной речи через знакомство с земноводными.

Ожидаемый результат

  • умение отвечать на вопросы;

  • пополнение словаря;

  • пополнение знаний о жабе и лягушке.


Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • расширить знания о жабе и лягушке;

  • учить навыкам составления предложения;

  • формировать усвоение некоторых форм словоизменения;

  • формировать навыки диалогической речи;

  • учить навыкам составления короткого описательного рас­сказа.


Коррекционно-развивающие:

  • коррекция памяти посредством использования наглядности, карточек, видеоролика, беседы;

  • коррекция мышления через анализ, синтез, обобщение, сравнение;

  • коррекция внимания через наглядности;

  • коррекция и развитие связной речи при составлении предложений;

  • развитие коммуникативных умений при работе индивидуально, в паре и в группе;

  • развитие когнитивных процессов;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания.


Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительную учебную мотивацию и интерес к данной теме;

  • воспитывать организованность и самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать умение работать в паре, группе.


Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная, в паре, групповая


Методы обучения: наглядный, проблемный, беседа, стимулирование, элементы деятельностного подхода, дифференцированный подход, метод самоконтроля,


Средства обучения

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Жаба. Лягушка», раздаточный материал.


Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

  • принцип научности и доступности,

  • принцип связи обучения с жизнью,

  • принцип сознательности и активности в обучении,

  • принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся.




Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

БУДы

Орг. момент.


Этап

мотивации













Целеполагание








.









Актуализация знаний постановка проблемы и ее решения


(Слайд № 2.)




Определение учебных задач


Создаёт комфортную обстановку.


Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.


Подбор качественных прилагательных.























Вывести цель и тему урока.


- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Викторовна. Сегодня я спешила к вам на урок под своим волшебным зонтом (учитель раскрывает зонт), а волшебный он потому, что только под ним замечают всё необычное, красочное. Я обратила внимание, что дни становятся длиннее.

- Как вы думаете, почему в природе происходят изменения? (Наступает весна).

- Подберите к слову весна прилагательные.

Ребята, вы такие внимательные, что заметили все происходящие изменения в природе. Вы как настоящие детективы.

- Вы знакомы со словом «детектив»? Кто это?

- Какими качествами должен обладать хороший детектив?

Иметь зоркий глаз.

Уметь слушать и слышать.

Быть внимательным.

Уметь логически мыслить.

Вывешивается на доску.

- Вы себя такими и показали, поэтому наш класс превращается в детективное агентство «Мир вокруг нас». (на доску) В ходе игры у вас еще есть прекрасная возможность проявить качества настоящего детектива. А кто станет лучшим, определим в конце нашего занятия.







- В наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

«Потерялась девочка. Приметы: очень красивая, как цветок; такая крошечная, что скорлупа грецкого ореха служит ей кроваткой. Имя её Дюймовочка. Помогите найти похитителя девочки» (Мама Дюймовочки).

Ответив на вопрос: «Кто это?», мы сформулируем тему урока.

Тема урока. Жаба. Лягушка.

- Какие у вас возникли вопросы, ответы на которые вы хотели бы найти в ходе урока?

1. Как выглядит? Приметы.

2. Где искать? Место обитания.

3. Какой ведет образ жизни?

Учебные задачи на занятие определены.



Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на успешную работу в процессе занятия.







Ответы детей.










Высказывание своего мнения, кто такой детектив и какими качествами обладает?


















Ответы детей.



Ответы детей.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстником; формирование способностей конкретно и ясно излагать содержание и отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков детектива;

построение грамотного, осознанного речевого высказывания

Применение знаний

Составление фоторобота

Развитие межполушарных зон головного мозга.

Развитие мелкой моторики.

- Я предлагаю вам составить фоторобот похитителя.

Задания для составления фоторобота.

- Обведите правый и левый глаза одновременно двумя руками, у нас мало времени на розыск преступника. Затем рот. Уберите в сторону.


- Уважаемые детективы, фоторобот вы составили, сейчас будем собирать информацию о похитителе.



Работа детей двумя руками.

(обвести глаза, рот)









Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Построение грамотного , осознанного речевого высказывания.

Применение знаний

(Слайд № 3.)



Показ видеофрагмента, дополнение учителя
















(Слайд № 4.)















(Слайд № 5.)


Проверка осознанности полученной информации об отличиях жабы и лягушки

Игра «Расставь правильно стрелки».







(Слайд № 6)


(Слайд № 7)


Чтение со слайда










Самостоятельная исследовательская работа.



(Слайд № 8)


Дифференцированные задания



















Самостоятельная работа


(Слайд № 9)

Дифференцированные задания
















Физкульт

минутка



Применение

знаний

Работа с карточками на партах

























Закрепление

материала





Работа с тестом


(Слайд № 10)













Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. Установление правильности и осознанности изучения темы.

Закрепление в памяти детей новых знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы при закреплении материала.

Коррекция мышления через анализ, синтез, обобщение, сравнение.



















Развитие коммуникативных умений при работе в группе.













Развитие техники чтения.

Работа с текстом.












Развитие коммуникативных умений при работе индивидуально.



























Развитие коммуникативных умений при работе индивидуально.

Закрепление полученных знаний.















Снятие напряжения.







Развитие коммуникативных умений при работе в паре.







Дополнение о питании жаб и лягушек.

- Приступаем к решению первой задачи.

- Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос:

- Как выглядят лягушки? Приметы жаб и лягушек.

  1. у взрослой жабы и лягушки длинные задние ноги, перепончатые пальцы и нет хвоста.

  2. кожа может быть гладкой или бородавчатой, но она всегда влажная.

  3. эти животные бывают разного цвета (и желтые, и красные, и даже голубые).

  1. в наших местах обитают лягушки зеленые с коричневым оттенком.

- Молодцы. Вы были очень внимательны во время просмотра фильма, поэтому дали правильные ответы. Существует более 3500 видов жаб и лягушек. Все они похожи друг на друга.

- Как вы думаете, существует разница между жабами и лягушками?


- Как у хороших детективов, у вас зоркий глаз, поэтому быстро нашли правильный ответ.












- На доске карточки, в которых нужно повернуть стрелку на правильный ответ.

(Задания можно варьировать: 1) учитель называет определение животного, ученики с помощью стрелки определяют этого животного; 2) учитель называет животное, дети находят его описание и направляют на него стрелки.



- Итак, приметы похитительницы нами составлены.

- Нужно определить место обитания жабы.

Это вы сможете сделать, используя строчки из сказки про «Дюймовочку». Кто написал эту сказку? Г.Х.Андерсен

Прочитайте строки сказки, ответьте на вопрос:

- Где живут жабы?

Однажды ночью…. Слайд

Слайд Жаба схватила девочку и выпрыгнула в сад. Она поставила колыбельку на лист кувшинки на самую середину реки, чтобы Дюймовочка не убежала. Сами же жабы хорошо плавают и передвигаются по суше, они прыгают и даже лазают по деревьям.

Жабы и лягушки живут и прекрасно себя чувствуют и на земле, и в воде.

- Где живут жабы?



- А сейчас я вам предлагаю задание. Перед каждым из вас формула. Решив её, вы сможете определить название жаб и лягушек по месту их обитания.

а) Задание для сильных учеников.

земля + вода = ?

б) Задание для средних учеников.

Расшифруйте слово, решив необычный пример:

ЗЕМЛЯ – ЛЯ + НО + ВОДА – А + НЫЕ = ?

в) Задание для слабых учащихся.

Зачеркните 1, 6, 11 буквы и прочитайте слово.

УЗЕМНУОВОДУНЫЕ

- Как называются жабы и лягушки по месту их обитания? (Земноводные)

Дополнительные сведения логопеда.

- Земноводные способны жить и в воде, и на суше.

- О таких животных говорят: «Они ведут двойную жизнь». Обитают рядом с водой, по берегам прудов, ручьев, речушек.

- К земноводным, кроме жаб и лягушек, можно отнести саламандру и тритона.

- Взрослые земноводные живут в основном на суше, но не могут долго обходиться без воды, т.к. их кожа должна быть всегда влажной. В воде лягушки и жабы откладывают икру и прячутся от опасности.


-Уважаемые детективы, где будем искать похитителя?

Задание сильным учащимся: определить дом лягушки.

На слайде даны 3 картинки: собака, собачья будка, лягушка. Детям вместо знака вопроса нужно определить дом лягушки.

Задание слабым учащимся:

Определить верную дорожку к дому лягушки. Провести стрелку (дорожку) к одной из трех иллюстраций (дом): цветочный луг, болото, пустыня.


- Где будем искать похитительницу Дюймовочки?

- И с логическим мышлением, уважаемые детективы, у вас всё в порядке, поэтому вами верно определено место нахождения похитительницы.





- Сейчас мы с вами попробуем сделать движения вместе с лягушками



- Переходим к решению третьей задачи. Какой образ жизни ведут жабы и лягушки?

- Как вы думаете, чем питаются взрослые жабы и лягушки?

- Предлагаю вам игру «По болотным кочкам». - Работать будете в парах, ваша задача: поместить лягушку на ту болотную кочку, где находится предмет, который, по вашему мнению, употребляет она в пищу.

- Взрослая лягушка – хищник. Она употребляет в пищу мух, комаров, червей и гусениц, улиток, мелких рыбок. Насекомых лягушки ловят длинным языком, который покрыт клейкой жидкостью. Когда лягушка видит насекомое, она «выстреливает» языком в его сторону, насекомое прилипает и становится добычей лягушки.

- Итак, уважаемые детективы, информация о похитительнице вся собрана, место нахождения жабы определили. Дюймовочку мы можем вернуть маме, но тогда не получится такой чудесной сказки с таким красивым концом.

- Почему жаба украла Дюймовочку?

- Так ли уж плоха и вредна жаба, как она представлена в сказке?

В жизни земноводные – безобидные и полезные существа.

Они приносят большую пользу сельскому хозяйству: уничтожают насекомых-вредителей, улиток, слизняков, которые поедают стебли и листья растений.

Логопед. Как хорошие детективы, вы умеете слушать, поэтому сейчас легко справитесь с блиц-опросом.

1. Блиц-опрос.

Расскажите о земноводных, вставляя подходящие по смыслу слова.

К земноводным относятся ?, ?, ?, ?.

Живут они в ? и на ?.

Лягушки и жабы - ? животные.

Земноводные питаются ?, ?, ?.

Они уничтожают ?, ?, ?.
















Ответы детей после просмотра видеосюжета







Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив– быть внимательным).





Фронтальная работа

Сравнение по фотографиям.

Ответы детей:

  1. У жаб морщинистая бородавчатая кожа землистого цвета.

  2. У жаб более короткие задние лапки, у них нет зубов. Жабы крупнее и сильнее.

  3. У лягушек кожа гладкая, обычно зеленоватого цвета, есть зубы.

Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- зоркий глаз).



Работа в группах.















Чтение детей на слайде












Ответы детей




САМИ выбирают степень сложности.


Самопроверка


























САМИ выбирают вариант и выполняют задание

Самопроверка










Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- уметь логически мыслить).







Ребята делают движения, похожие на движения лягушки.






Работа в парах






.

















Ответы детей









Дети обращают внимание на доску(какой должен быть детектив- уметь слушать и слышать).


Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Познавательные :анализ, синтез, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия;

выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация;

воспитание умения слушать и быть внимательным.















Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности;умение работать в группе. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: понимание учебной задачи занятия;

выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация;

воспитание умения слушать и быть внимательным.








Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности;

формирование адекватной самооценки.

Познавательные: обобщение темы занятия;

пополнение активного словаря новыми словами.

Регулятивные: понимание учебной задачи занятия;

выполнение учебных действий в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.




































Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности;

формирование умения работать в паре.

Познавательные:

получение новой информации и обобщение имеющихся знаний;

пополнение активного словаря новыми словами.

Регулятивные: понимание учебной задачи занятия;

выполнение учебных действий в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.






Итог урока.


Диалог с корреспондентом





Рефлексия


Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся





Определение психоэмоционального состояния детей.

(Логопед надевает кепку с названием «ОРТ» и берёт в руки микрофон).

-Ребята, в наше детективное агентство прибыл корреспондент с канала «ОРТ», который хотел бы взять интервью по расследованию дела о похитителе Дюймовочки.

Корреспондент:

- Кто к вам обратился за помощью?

- Что случилось?

- Как вышли на преступника?

- Каковы приметы похитителя?

- Где находилось логово преступника?

- Какой образ жизни ведет похититель?

- Какую пользу приносят жабы и лягушки?

-Считаю, что ваши ответы на вопросы корреспондента помогут ему в написании статьи о похищении Дюймовочки.


Отвечают на вопросы.

Подводят итог выполнения всех заданий.

Регулятивные:

оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Личностные:. осуществление личностной рефлексии; адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Коммуникативные: аргументация своего мнения.


Домашнее задание


Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Также мне помогут в написании статьи ваши маленькие тексты(5-6 предложений) о жабе и лягушке, которые вы напишите дома.


Записывают





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Лексическое занятие по теме "Жаба. Лягушка"

Автор: Ковалева Елена Викторовна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 190982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
    ["file_id"] => string(6) "116764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства