Отрабатывать в словесных играх и упражнениях употребление существительных;
Совершенствовать навыки работы над предложением;
Коррекционно-развивающие:
Корригировать слуховое внимание;
Развивать слухоречевую память;
Корригировать зрительное внимание и память;
Развивать мышление;
Развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
Прививать любовь к природе;
Воспитывать эстетический вкус.
Для решения данных задач была выбрана наиболее подходящая структура занятия. Каждый этап направлен на достижение поставленных целей, делаются обобщения, выводы. На каждый этап отводится определённое время, все этапы взаимосвязаны между собой. На занятии применяются различные формы работы.
Для достижения образовательных задач на занятии ученикам предлагаются следующие задания:
Упражнение – подбор признаков;
Словарная работа – образование слова из двух основ;
Упражнение в словообразовании «Кто с кем улетает в тёплые края»;
Упражнение – подбор обобщающего слова по классификации предметов;
Упражнение в слоговом анализе;
Составление предложения из слов вразбивку.
В течение всего занятия для составления предложений используются пиктограммы, что способствует активизации речевой деятельности, служит опорой для учащихся.
Для предупреждения перегрузки используется физминутка-игровой массаж.
Коррекционно-развивающие задачи достигаются путём коррекции
слухового внимания – выявление нелепиц;
зрительного внимания и памяти – называние цвета;
развития слухоречевой и зрительной памяти – работа с пиктограммами схематичными картинками;
мышления – отгадывание загадки;
мелкой моторики – физминутка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, как называется время года, которое сейчас идёт. Правильно. Сейчас мы с вами немножко поиграем. Упражнение называется «Так бывает или нет?». Я вам буду говорить предложения, вы внимательно слушаете, а потом говорите, бывает так осенью или не бывает.
Осенью солнце яркое, греет сильно. Так бывает или нет.
Листья осенью всегда зелёные. Так бывает или нет.
Погода стоит жаркая и нет дождей. Так бывает или нет.
А как бывает осенью? Давайте посмотрим и полюбуемся осенней природой.
СЛАЙД
Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказ об осени. Чтобы рассказ у нас получился правильным, красивым, давайте вспомним приметы осени и составим о них предложения. .
Запоминайте, какой картинкой мы будем обозначать каждое предложение.
Сообщение нового материала.
1. ОСЕНЬ
- Как это делать покажу вам на примере первого предложения.
Составим предложение.
СЛАЙД
Пришла (щелчок) осень. Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
2. СОЛНЦЕ
- А сейчас, ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём будет говориться в нашем следующем предложении.
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
Что это? Правильно.
Подбор признаков
- Ребята, а какое солнце бывает осенью? Выберем один признак из трёх.
ГОРЯЧЕЕЯРКОЕ ХОЛОДНОЕ (на доску)
Так что же происходит с солнцем осенью?
СЛАЙД
Солнце светит, но не греет. (щелчок)Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ЛИСТЬЯ
Упражнение «Назови цвет».
- Посмотрите ребята, какие нам осень листья дарит. Я сейчас каждому из вас раздам по одному листочку. Вам нужно правильно назвать цвет своего листочка. Какой листочек у ….? (жёлтый, оранжевый, красный, бордовый, коричневый)
Какими же становятся листья осенью?
СЛАЙД
Словарная работа
Значит, листья имеют разный цвет. И если они разные, то про них можно сказать одним словом разноцветные (показ на доске разные цвета)
Скажем предложение по-другому. (щелчок)
Листья стали разноцветные. Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ЛИСТОПАД
- Ребята, что потом происходит с листочками?
СЛАЙД
Листочки падают. Значит…
Начинается (щелчок) листопад. Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ФИЗМИНУТКА
- А сейчас мы с вами немножко отдохнём! Я покажу вам игровой массаж. Первое движение руками … второе движение руками … повторим за мной… А теперь встанем друг за другом в кружок. А теперь под музыку. Вам понравилось?
ДОЖДЬ
Вывод: Так что же очень часто бывает осенью?
СЛАЙД
Идёт дождь. (щелчок) Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ПТИЦЫ
Упражнение в словообразовании Игра с мячом.
- Сейчас, ребята, поиграем в игру, которая называется «Кто с кем улетает в тёплые края». Вспомним, какие птицы улетают в тёплые края. Я вам буду бросать мяч, и называть птиц, а вы будете называть детёнышей птиц.
Например: журавли с кем?.. С журавлятами.
-утки с …
-гуси с …
-аисты с …
-лебеди с …
Вывод: Что же делают некоторые виды птиц осенью?
СЛАЙД
Птицы улетают в тёплые края. (щелчок) Поэтому их называют перелётными. Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
УРОЖАЙ
Речевое упражнение Игра «Назови одним словом».
- Внимание на экран.
СЛАЙД
Назовём предметы по порядку.
(яблоко, груша, слива, персик) Как назвать одним словом?
(капуста, свёкла, морковь, огурец) Как назвать одним словом?
(клубника, малина, смородина, вишня) Как назвать одним словом?
А теперь подумайте и скажите как всё это вместе одним словом назвать?
Правильно, молодцы. (щелчок)
Вывод: Что делают люди осенью?
СЛАЙД
Люди собирают урожай. (щелчок) Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ОДЕЖДА
Слоговой анализ
- Ребята, а сейчас я вам раздам слова, из которых мы составим предложение. Но сначала вам задание: нужно разделить слова на слоги.
(каждый учащийся отхлопывает своё слово по слогам)
А теперь составим из этих слов предложение. (составляем на столе все вместе)
Прочитаем предложение, которое у нас получилось.
СЛАЙД
Взрослые и дети надевают тёплую одежду. Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- А теперь, ребята, мне хочется, чтобы вы выразили своё отношение к осени. Составим заключительное предложение. Я вам раздам смайлики, а вы выберите один из двух.
+ нравится осень
- не нравится осень
Показываем. Вам всем нравится осень? Хорошо!
Продолжим предложение: Мне нравится … (показываю на О)
А как сказать когда нас много?
СЛАЙД
Нам нравится осень! Обозначим это предложение вот такой картинкой. (картинку на доску) Ещё раз скажем предложение. (по картинке)
Актуализация опорных знаний и представлений.
Составление связного рассказа.
- А теперь, ребята, вспомним все предложения и по картинкам проговорим их.
(проговариваются предложения)
Вот какой рассказ у нас получился.
Итог занятия. (рефлексия)
Молодцы, ребята! Осень вам сегодня принесла подарки вот такие раскраски. Вы будете раскрашивать их, и вспоминать про прекрасное время года осень и надеюсь про наше сегодняшнее занятие тоже. Спасибо.