Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе детского сада. Тема. Зима. Звуки С, Сь.»
Конспект занятия
по развитию речи в логопедической группе детского сада
Тема: Зима. Звуки С, Сь.
Цели:
Уточнить артикуляцию звуков [С], [Сь].
Развивать умение детей дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости в словах.
Упражнять в подборе родственных слов.
Совершенствовать умение детей делить слова на слоги, определять ударный слог.
Активизировать словарь детей по теме: «Зима».
Развивать внимание и память.
Воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: зеркала,картинки с большим и маленьким насосом, снежинки с картинками, «фонарики» для дифференциации твёрдых и мягких звуков, демонстрационная картина «Зима в городе».
Ход занятия
1. Организационный момент
Задание «Назови первый слог в слове»
машина велосипед такси
автобус самосвал мотоцикл
2. Знакомство со звуками [С], [Сь].
«Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника-… (насоса)
(Логопед выставляет на магнитную доску картинку – большой насос).
- Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идёт по середине языка. Голос не включается.
- Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
Дети следят за артикуляцией звука в индивидуальных зеркалах.
- Давайте посвистим как большой насос.
Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [С].
- Дайте характеристику звука [С].
Звук [С]– согласный (не поётся), твёрдый, глухой, свистящий.
- Какой фишкой будем обозначать звук [С].
Звук [С] обозначается фишкой синего цвета, без колокольчика.
(Логопед выставляет на магнитную доску картинку маленького насоса).
- А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам. - Давайте посвистим как маленький насос, наблюдая в зеркале за своими губами и язычком в зеркале.
Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [Сь].
- Дайте характеристику звука [Сь].
Звук Сь – согласный (не поётся), мягкий, глухой свистящий.
- Какой фишкой будем обозначать звук [Сь].
Звук [Сь] обозначается фишкой зелёного цвета, без колокольчика.
- Давайте покажем работу насосов. Они могут свистеть длительно ссссссссссссс, сьсьсьсьсьсь, а могут свистеть отрывисто с-с-с-с-с, сь-сь-сь-сь.
Дети имитируют работу насосов.
- Скажите, чем похожи эти звуки [С], [Сь].
Звуки [С], [Сь] – согласные, свистящие, глухие.
- Чем звуки [С], [Сь] отличаются?
Звук [С] – твёрдый, звук [Сь] – мягкий.
3. Дифференциация звуков [С,] [Сь].
«Доскажи словечко»
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Раду снегу все ребята
- Снова к нам
Пришла….. (зима)
- Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам.
Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след…
(На магнитной доске нарисованы 2 сугроба. На одном фишка зелёного цвета, на другом фишка синего цвета, над сугробами снежинки на которых наклеены картинки слов со звуками [С], [Сь] )
- Рассмотрите сугробы. Над сугробами кружатся необычные снежинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Давайте поможем каждой снежинке опуститься на сугроб.
Дети «помогают» опуститься снежинкам с картинками с твердым [С] на сугроб с синей фишкой, а с мягким [Сь] на сугроб с зелёной фишкой (синица, сова, сорока, снегирь, свиристель, лось, рысь, собака, лиса).
- Чьи следы мы можем увидеть на сугробах?
Следы синицы, следы совы, следы сороки, следы снегиря, следы свиристеля, следы лося, следы рыси, следы собаки, следы лисы)
- Трудно зимой животным и птицам приходится. Почему?
Зимой холодно, трудно найти корм.
Игра «Зажги фонарик»
Определите, с каких звуков начинаются слова о зиме: снежная, седая, суровая, сердитая, серебристая, сказочная.
Дети поднимают синий фонарик, если слышат в слове твёрдый звук [С], зелёный фонарик, если слышат мягкий звук [Сь].
- А вы любите зиму? Почему?
Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, на коньках.
4. Физминутка: «Зима»
Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны вверх, опустили) Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) Зима меня не заморозит, Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе) Зимою белые снежинки Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе) А Дед Мороз свои картинки Рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
5. Слоговой анализ
(На магнитной доске картина «Зима в городе»)
- Посмотрите внимательно на картину, назовите слова со звуком [С].
- Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.
- С этих звуков начинаются слова о зиме, назовите эти слова.
- Почему зиму так называют?
- За что вы любите зиму?
Список использованной литературы:
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий. / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения/СП. Цуканова, Л.Л. Бейц – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 184 с.