Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, мяч, презентация на тему «Домашние животные», ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Встаньте у стола, ровно, красиво.
Улыбнитесь друг другу, и садитесь на свои места.
2. Пальчиковая гимнастика
По ладошке мяч катаю,
Я ладошку разминаю.
Покатаю по другой,
И зажму его рукой.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «Трубочка-улыбочка», «Качели»,
«Чашечка», «Лошадка».
- Ребята, мы с вами поцокали как лошадка, а кто знает, где живут лошади?
- (Они живут в сарае или в конюшне).
4. Сообщение темы
Логопед:- Ребята, посмотрите на экран и скажите, каких животных вы узнали. (Лошадь, корова, кошка, собака, коза, свинья, овца).
- Сегодня мы познакомимся с животными, которые живут рядом с человеком.
- Этих животных называют домашними.
5. Знакомство с домашними животными(показ слайдов)
- Я загадаю вам загадки, а отгадки вы увидите на экране, если отгадаете.
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!" (Коза)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки. (Барашек)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
6. Упражнение «Один-много» (с мячом)
- Ребята, на слайдах вы видели по одному животному, а сейчас мы попробуем назвать животных, когда их много. Я буду бросать мяч и называть животное, вам нужно поймать мяч, назвать животных, когда их много и бросить мяч мне.
Кошка-кошки Коза-козы
Собака-собаки Овца-овцы
Корова-коровы Свинья-свиньи
Лошадь-лошади Осел-ослы
7. Упражнение «Назови ласково»
- Попробуем назвать наших животных ласково, например:
корова-коровка коза-козочка овца-овечка
собака-собачка кошка-кошечка лошадь-лошадка
8. Игра «Кто как кричит?
- Все животные умеет общаться между собой, они издают разные звуки. Давайте вспомним, как кричат домашние животные. Я буду оказывать вам картинки, а вы будете говорить, какие звуки издают эти животные.
- Как кричит кошка? (Мяу-мяу). Значит, кошка мяукает. Теперь скажем про других животных.
Корова мычит. Лошадь ржет. Свинья хрюкает.
Собака лает. Коза мекает. Овца блеет.
8. Итог занятия
- Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (О домашних).
- Где живут домашние животные? (Рядом с человеком, в сарае, в хлеву).
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол
У кошечки нашей есть десять котят. (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых и самых красивых.(Постукиваем соответствующими
пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
3. Беседа о детенышах домашних животных (слайды 2-8)
- Ребята, мы с вами говорили про кошку и про котят. А у других домашних животных тоже есть детки. Давайте их назовем. Смотрим на экран и составляем предложение про животных со словом У. Нужно сказать так: У овцы ягненок.
У лошади жеребенок. У коровы …теленок. У собаки … щенок.
У кошки …котенок. У свиньи … поросенок. У козы … козленок.
4. Разучивание стихотворения «Детеныши» с помощью пальчиков
- Вспомним, как зовут деток домашних животных при помощи пальчиков.
Детеныши в домике этом живут. ( Изобразить крышу домика)
Их мамы зовут–они сразу бегут. (Пробежать по столу, и сжать руки в кулак)
Называя детенышей, разгибать пальцы на руке, начиная с большого.
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята. (Все пальцы – снова в кулак)
- Молодцы, запомнили названия всех детенышей домашних животных, а теперь переходим к следующему заданию.
5. Упражнение «Посчитай детенышей» (слайды 9-15)
- Ребята, мамы никак не могут сосчитать своих деток. Давайте им поможем. Только считать нужно так: один ягненок, два ягненка, три ягненка,
четыре ягненка, пять ягнят.
6. Дидактическая игра «Кто что любит»
- Ребята, а как вы думаете, чем кормят домашних животных.