Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в 4 классе "Транспорт"»
Конспект логопедического занятия по лексической теме
«Транспорт, профессии на транспорте».
Цель: Уточнение и расширение представлений о наземном и воздушном транспорте. Сравнение по характерным признакам.
Задачи: расширить знания учащихся о наземном и воздушном транспорте , и сравнение их по характерным признакам; развивать связную устную речь учащихся, через составление предложений при выполнении упражнения «собери целое»; обогащать пассивный и активный словарь обучающихся (шасси, иллюминатор).
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
На доске картинки по теме «Транспорт».
- Здравствуйте, ребята.Сегодня я получила письмо.Давайте мы вместе его прочитаем.“Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.
- Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?
- На чём можно поехать в гости?
«Я поеду». Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.
Я поеду на грузовике.
Я поеду на троллейбусе.
Я поеду на трамвае.
Я поплыву на корабле.
Я полечу на ракете.
Я полечу на вертолете.
Минуточку внимания
Вам первое задание. (задание к картинкам на доске!).
На картинки посмотрите
Одним словом назовите. (Транспорт)
Ждут нас в гости человечки. К ним мы собираемся. Выбираем себе мы транспорт, и в гости отправляемся.
Кто загадку отгадает: на чем поедем мы, узнает.
Бежит конь вороной,
Вагоны тащит за собой. (Поезд)
- Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Учитель показывает карту поездки.
- А кто управляет поездом? (Машинист).
- Правильно. Машинистом буду я. Приглашаю всех занять места в поезде.
II. Основная часть. Путешествие на поезде.
Поезд подает сигнал — Он стоять уже устал. Набирает поезд ход, свою песенку поет.
Дыхательные упражнения:
- Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» медленно до 8 раз.
-Исходное положение стоя. Рот закрыт. Правую половину носа плотно закрыть большим пальцем правой руки, затем левую половину носа мизинцем правой руки , дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.
Артикуляционная гимнастика
Вот наша и первая станция, на ней нас встречает Веселый язычок. (Найти картинку ВЯ арт.гимнастика) Он предлагает нам сделать артикуляционную гимнастику. Ребята, для чего нам нужна артикуляционная гимнастика?
Раз – открыли шире дверь.
Два – гуляем мы теперь.
Три – смеются наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – качаются качели.
Шесть – на лошадь смело сели.
Семь – болтает так индюк.
Восемь – в доме сделай круг.
Девять – трубочка у нас.
Десять – спать пора сейчас.
В городе Веселых человечков.
Поезд к станции подходит
И Незнайка к нам выходит. (Картинка Незнайки)
Он про транспорт мало знает
И у вас спросить желает.
Вы Незнайке помогите
Какой бывает транспорт, расскажите.
Вот наша вторая станция. И на ней нас ждет Незнайка. Он знает много загадок, но ничего не знает о транспорте. Давайте отгадаем загадки Незнайки и познакомим с транспортом его.
Каждый ответ загадки сопровождается слайдом
Бежит, иногда гудит. В два глаза зорко глядит. Только красный свет настанет – Он в момент на месте встанет
Машина
Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином...
Автобус
Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница.
Поезд
Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица?
Самолёт
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет быстроходный...
Вертолет
По волнам дворец плывет, На себе людей везет.
Корабль
На море, в реках и озерах Я плаваю, проворный, скорый. Среди военный кораблей Известен легкостью своей.
Катер
Молодцы! Мы отгадали все загадки Незнайки и познакомили его с видами транспорта. Мы можем дальше отправляться в путь.
Физкультминутка
«Земля, море, воздух»
Цель: коррекция слухового внимания.
Учитель называет транспорт (машина, поезд, самолет, корабль…), дети показывают руками:
наклонились- наземный
На уровне пояса - морской
над головой - воздушный
(учитель выполняет движения вместе с детьми, иногда намеренно ошибается, перед выполнением дается установка быть внимательными).
Игра «Проезжай, лети, плыви».
Мы с вами добрались до 3 станции, на которой нас встречает Знайка со своими заданиями.
Очень много мы узнали,
Разный транспорт называли.
Будь внимательным, смотри -
Проезжай, лети, плыви.
Вы под листик загляните
И по два флажка возьмите.
Дети берут в руки флажки: красный в правую руку, зеленый - в левую. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок если слово относится к транспорту, а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети-регулировщики говорят «стой» и показывают красный флажок.
Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.
Флажки под листик уберите
И на меня все посмотрите.
Игра «Найди пару. Кто чем управляет?»
А вот и четвертая станция. На ней нас со своим заданием ждет Кнопочка.
Кнопочка очень любит играть в различные игры. И вам она предлагает поиграть в лото «Какой транспорт». Посмотреть лото по транспорту!
Физкультминутка
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел,
Левое крыло отвел,
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу!
Пятая станция Игра «Что перепутал Карандаш?»
Следующая станция «Веселый карандаш»
- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас картинку, но очень торопился и все перепутал. ЗАШУМЛЕННЫЕ КАРТИНКИ ТРАНСПОРТ!
Ошибки в рисунке найдите
Карандашу их назовите.
-Что перепутал Карандаш?
Шестая станция Упражнение "Один – много"
Следующая станция, станция Винтика и Шпунтика.
- Они любят когда всего много. И хотят поиграть с вами в игру «Один – много». Я буду называть один предмет, а вы будете называть много этих предметов.
Машина – много машин
Колесо – много колес
Фара – много фар
Автобус – много автобусов
Поезд – много поездов
Мотор – много моторов
Самолет – много самолетов
Лодка – много лодок
Дорога – много дорог
Седьмая станция Игровое упражнение “Назови ласково”
На следующей станции нас ждет Стекляшкин. Он хочет проверить, умеете ли вы называть слова ласково. Я буду называть вам слова, а вы будете изменять это слово и называть его ласково. Игра с мячом.
машина
машинка
автомобиль
автомобильчик
самолет
самолетик
трамвай
трамвайчик
троллейбус
троллейбусик
автобус
автобусик
Восьмая станция Станция Графическая
На последней станции нас ждет Самоделкин. Самоделкин любит делать все сам. И вам предлагает выполнить задание.
«Машинка» из палочек.
Девятая станция Станция Собирай-ка
Посмотрите, у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары). Картинка с машиной, разрезать на части.
Десятая станция «Подбирай-ка».
- Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.
Машина аэропорт
Корабль гараж
Самолёт вокзал
Автобус порт
Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка». 11 станция
Д\и «Четвертый лишний» (по картинкам).
Автобус, грузовик, самолет, машина.
Лодка, пароход, ледоход, корабль.
Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.
- Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка». 12 станция
Вот мы и добрались до назначенного места. Вот и наши друзья, Весёлые человечки. Давайте расскажем им с какими приключениями мы столкнулись по пути к ним.
На картинку дружно посмотрите,
Пальчиком в воздухе путь обведите.
- Вспомните, с кем встречались и в какие игры с Веселыми человечками вам больше всего понравились играть. Ответы детей
Если вам понравилось занятие, то поднимите смайл улыбку, если нет, то смайл грусть.