- автоматизация звука [л] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях;
- обогащение и расширение словарного запаса путем правильного употребления антонимов в речи;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- совершенствование координации артикуляционных движений и движений пальцев рук с помощью биоэнергопластики;
- развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- развитие правильного речевого выдоха;
- развитие умения ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание самоконтроля за речью, говорить красиво и правильно;
- формирование положительной мотивации на занятиях.
Тип занятия – повторение и закрепление ранее полученных знаний.
Базовые учебные действия, которые актуализирует и закрепит обучающийся в ходе занятия:
Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные: вступать в контакт, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения, принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои действия с заданными образцами, принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учётом выявленных результатов.
Познавательные: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, пользоваться знаками и символами.
Оборудование:
- настенное зеркало;
- схема артикуляционного уклада;
- готовые бланки для выполнения заданий на отработку автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях;
-мяч.
-музыкальное произведение «Летка-Енька»
Список литературы:
1. Тетрадь для закрепления произношения звуков Л, Л': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Л. Г. Орлова.— Мн.: «Аверсэв», 2003.— 16 с.
2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. Выпуск 1. Звук Л / Ю.Б. Жихарева-Норкина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3.Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2020.
4.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Обрати внимание, какой звук я буду произносить чаще. (Прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Л], обращая внимание своим произношением на звук).
Лось лосёнку покупал
Лодку, лыжи и пенал.
А лосиха-мама –
Ласты и панаму.
- Чаще других звучит звук [Л].
3. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики.
-Сегодня мы продолжим упражняться в правильном произношении звука [Л].
-Давай разомнём язычок и выполним упражнения. (Ребенок надевает перчатки)
Название упражнения
Описание
Артикуляционный аппарат: зубы плотно сомкнуты, губы широко улыбаются. Оба ряда зубов видны.
Руки: сводим вместе все четыре пальца с большим и ставим ладони рядом у центра губ. Одновременно с улыбкой отделяем ладони друг от друга, словно растягивая невидимую резинку.
Артикуляционный аппарат: губы выдвигаем вперед, не втягивая щеки. Между губами нет расстояния.
Руки: сжимаем руки в кулак, а затем формируем из пальцев хоботок, соединяя четыре пальца с большим.
Артикуляционный аппарат: узкий кончик языка вывести изо рта. Допустимо легкое отклонение вниз, но не вверх. Наиболее правильным является прямое положение языка.
Руки: сжимаем руки в кулак, выпрямляем указательный палец и слегка задерживаем в напряжении.
Артикуляционный аппарат: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы(с внутренней стороны), потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны). Следить чтобы работал только язык, а не нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Руки: расположить горизонтально тыльной стороной вверх и совершать попеременные движения ладони вверх, вниз в соответствии с движениями языка.
Артикуляционный аппарат: широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизываем варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Руки: ладонь расположена горизонтально, внутренней стороной вверх. Сгибаем пальцы и делаем загребающие движения сверху вниз, не распрямляя их до конца.
Артикуляционный аппарат: улыбнуться, широко открыть рот, узким языком водить вперед-назад по нёбу
Руки: ладонь располагаем слегка под наклоном, внутренней стороной вверх, пальцы сведены вместе, рука слегка напряжена. Прямыми пальцами делаем движение на себя и от себя, сгибая ладонь в костяшках.
Артикуляционный аппарат: приоткрыть рот, широкий передний край языка спокойно лежит на нижней губе.
Руки: ладонь со сведенными пальцами расположить горизонтально, рука не напрягается.
Артикуляционный аппарат: положение языка как при упражнении «Лопатка». Язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать в рот».
Руки: ладони хлопают друг друга.
Артикуляционный аппарат: улыбнуться, приоткрыть рот, и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает)
Руки: щелкаем пальцами обеих рук.
Артикуляционный аппарат: улыбнуться, открыть рот, во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами.
Руки: выполняют хватательные движения, как будто пытаются поймать звук Л.
4.Упражнение на развитие правильного речевого выдоха (Приложение 2.)
Открываем мы глаза,
Вдох – и тянем долго: ААААА
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем: ОООО
Днем по горкам ездим мы: ИИИИИИ
Ночью смотрим на звезду –
Сверху вниз слетает: УУУУ
5.Уточнение правильной артикуляции звука.
-Давай вспомним, что должны делать губы, зубы, язык, чтобы правильно произносить звук [Л]?
- Расскажи по схеме самостоятельно. (Приложение 1.)
Губы в легкой улыбке.
Зубы сближены.
Кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края языка опущены.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки работают.
-Произнеси звук многократно, отрывисто.
- Проверь, правильно ли у тебя работают губы зубы, язык, когда ты произносишь звук.
6. Автоматизация звука в слогах.
А сейчас давай встанем и выполним логоритмические упражнения, чётко проговаривая звук в слогах.
Запомни и повтори слоги:
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЭЛ (2 раза)
ЛО – ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛЭ (2 раза)
7.Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Л].
Игра «Нейроладошки». А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Последовательно проговаривай названия картинок, отхлопывая по столу ладошками, в соответствии с условными обозначениями.(Приложение3)
9. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.
Соедини слова-предметы с подходящими по смыслу словами -признаками. Прочитай получившиеся словосочетания. (Приложение1.)
ЛАСКОВОЕ ЯБЛОКО
КРУГЛОЕ СТУЛ
СЛОМАННЫЙ ПАЛОЧКА
ВОЛШЕБНАЯ СОЛНЦЕ
Перед тобой стеллаж. Постарайся правильно ответить на вопросы. (Приложение 4.)
Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?
-Что находится над яблоком?
-Что находится под луком?
-Что находится над бокалом?
-Что находится под юлой и над вилкой?
-Что находится на нижней полке?
Игра «Скажи наоборот».Не забывай говорить полным предложением, и правильно произносить звук [Л].
У березы ствол тонкий , а у дуба…
Заяц трусливый, а лев ….
Суп горячий, а мороженое …..
Собака сытая, а волк ….
Воздушный шар легкий, а гиря…..
Великан сильный, а Дюймовочка ….
Уголь черный, а мел ….
Итог.
-Правильное произношение какого звука мы закрепляли на занятии?
-Что должны делать органы артикуляции, чтобы правильно произносить звук [Л]
(самостоятельный анализ)
Оценка.
-Молодец, сегодня ты правильно произносил звук [Л], следил за органами артикуляции и справился со всеми упражнениями.
Спасибо, до свидания!
Приложение 1.
Артикуляция звука [Л].
2. Автоматизация звука в словах.
1. Прочитай слова, вставляя пропущенную букву [Л]
…ОТО ЯБ…ОКО БУ…ЫЖНИК
…АК КРЫ…О Б..УЗКА
…УПА ПО…КА ГА…КА
…АМА СТО…БИК МЕТ…А
…АДЬЯ КУ…АК К…АСС
…ОКОТЬ КАБ…УК П…ОТ
3. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.
1. Соедини слова-предметы с подходящими по смыслу словами -признаками. Прочитай получившиеся словосочетания.