КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой обучающихся 1-го класса,
имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.
учитель-логопед МБУ «Методический центр управления образования
администрации города Макеевки»
Цукарева Л.Д.
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ИГРАХ.
Лексическая тема «ЗООПАРК».
Цели:
автоматизировать звук З в словах, предложениях, чистоговорках, текстах и играх;
развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слов, зрительное восприятие, пространственные представления, логическое мышление;
учить согласовывать числительные с существительными; составлять предложения по картинкам;
воспитывать любознательность, целеустремлённость, бережное отношение к животным.
Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы, тексты чистоговорок, загадки, рифмовки, текст «Зоя в зоопарке».
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Отгадайте загадки.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты. Кто это? (Заяц)
Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке,
На спине огромный горб,
Ест траву, а также ветки! (Зубр)
- Какой первый звук в словах ЗАЯЦ, ЗУБР? (Звук З )
- Сегодня мы будем играть со звуком З , закреплять правильное его произношение.
- Давайте произнесем звук ЗЗЗЗ.
2. Игра «Артикуляционные упражнения». Поиграем в нашу любимую игру (артикуляционные упражнения). Повторяйте знакомые вам упражнения, слушая стихотворение: В небе солнышко сияло, («Улыбочка»)
Море безмятежно спало. («Лопаточка»)
Но поднялся ветер вдруг, («Качели»)
И всё ожило вокруг.
Волны в берег биться стали («Парус»)
Расплескались, заиграли. («Часики»)
Тише, волны, не шумите («Трубочка»)
Баловаться прекратите. («Наказать непослушный язычок»)
Улыбочка Лопаточка Качели
Парус Часики Трубочка Наказать язычок
II . Основная часть.
1. Характеристика звука З (согласный, звонкий, твёрдый).
2. Артикуляция звука З (положение языка, губ, зубов, голосовые связки дрожат).
Зубы сближены.
Губы немного растянуты.
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
3. Фонетическая зарядка. «Песенка комарика». Полетим вместе с комариком. Проведи пальчиком по линиям, «звеня, как комарик».
Комар летит, его песенка звенит. З-З-З…
4. «На что похожа буква З» . Прочитайте стихотворение. Скажите, на что похожа буква З.
В столбик два кружка поставим, Слева дырочки оставим. Да ты только посмотри: Буква З, как цифра 3.
5. Упражнение «Зоопарк».
Прочитайте загадку. Отгадайте, куда мы попали?
Ты иди сюда скорей, Посмотри-ка на зверей, На заморских, очень редких, Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
Рассмотрите картинки и назовите животных, которые живут в нашем зоопарке.
А теперь назовите животных, в названии которых есть звук З.
Всех ли этих животных мы можем увидеть в зоопарке? Почему?
Игра «Посчитайте зверей в зоопарке». Назови питомцев зоопарка и посчитай их от 1до 5. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры.
(коза, фазан, зайчиха, змея)
6. Игра «Что на майке у Зои и Захара» . Например: У Зои на майке мимоза … .
Слова: мимоза, глаза, зайка, роза, коза, зонт, ваза; зубр, звезда, гроза, динозавр, зоопарк, зубило, берёза, арбузы.
Определите место звука в этих словах (в начале, середине, конце слова).
7. Упражнение «Буква убежала». Верните букву «З» в начало каждого слова и прочитайте слова правильно:
…абор …амок …абота …абияка …оя …онт
…ахар …аяц …агадка …аколка …акат …олотой
8 . Упражнение «Поиски звука З». Назови картинки. Определи место звука З в названиях этих картинок. Укажи на схему, которая соответствует месту звука «З» в слове.
Картинки: телевизор, коза, зонт, гнездо, замок, глаза, Золушка, ваза.
9. Прочитайте чистоговорки. Найдите соответствующую картинку к каждой из них.
З а-за-за – здесь привязана коза.
Зы-зы-зы – мало травки у козы
За-за-за – загремела вдруг гроза
Зы-зы-зы – испугались мы грозы
Зу-зу-зу – паровозик я везу
Зу-зу-зу – отвезу домой козу
10. Физминутка. Выполняется с движениями по тексту.
Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку. Тронет нос.
Значит, надо не зевать –
Прыгать, бегать и играть.
11. Прочитайте рассказ. Найдите в тексте слова со звуком З.
Зоя в зоопарке.
З оя была в зоопарке. Там она видела фазана, бизона, зубра. У зубра и бизона грозный вид. А фазан Зое понравился. Он показал Зое красивый хвост.
ВОПРОСЫ:
Кого Зоя видела в зоопарке?
Кто из обитателей зоопарка понравился Зое?
Что фазан показал Зое?
Почему Зое не понравились бизон и зубр?
Перескажите текст.
13. Прочитать рифмовки. выучить наизусть.
В з убы з онт коз а вз яла, Две коз ы и два биз она
На з акат смотреть пошла! Потоптали все газ оны.
III . Итог занятия.
Какой звук мы учились сегодня произносить? Какой это звук?
Назови слова со звуком «З», которые мы называли на занятии.
Домашнее задание
Пересказать рассказ «Зоя в зоопарке» и нарисовать рисунок к этому рассказу.
Выучить рифмовки наизусть.