Этап занятия | Деятельность учителя логопеда | Картинный и речевой материал. | Ответы детей |
Организационный момент: | Учитель –логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Поздоровайтесь с нашими гостями. Учитель –логопед: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, чётко говорим. И никогда мы не спешим Сегодня я хочу вам предложить отправиться в морское путешествие по островам. Превратимся с вами в добрых пиратов. Им пришло письмо с разных островов, у волшебных жителей беда, никак они не могут научится выговаривать звук [Р]. Просят помощи. Поможем им? На каком транспорте можно плыть по морю? - корабль, катер, лодка. А мы отправимся на корабле. Занимаем свободные места. Чтобы дорога была легкой надо к ней хорошо подготовиться. | | Дети: Здравствуйте! Да Корабль, катер, лодка. |
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признаком. | Перед большим путешествием мы с вами вспомним как произносим звук [Р]. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук. Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? Какой это звук? Когда мы его произносим, рот широко открыт. Зубки сближены, но не сомкнуты, губы в каком положении? Губы в улыбке. Язык широкий поднят за верхними зубками, прижимаем к потолочку и дуем на него, он вибрирует Струя воздуха сильная. (горлышко «дрожит») звук звонкий. | | Согласный, твердый Губы в улыбке. Дети произносят звук (тянут его) Да, звук звонкий. |
Дыхательная гимнастика | Чтобы наш корабль поплыл, нам нужен ветер. Выполним упражнение «Ветерок». (вдыхаем через нос выдыхаем через трубочку) Звучит шум моря. | | |
Артикуляционные упражнения | Артикуляционные упражнения выполняются совместно с движениями рук. 1. «Трубочка улыбка» Руки согнуть перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вытянуть губы трубочкой, руки отталкивающим движением выбросить вперед. Растянуть губы в улыбку, руки развести в стороны. 2 «Часики» Улыбнуться, рот приоткрыть. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вверх. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком. Под счет до 5 3. «Качели» Рот широко открыт. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вниз. Язык поднять к верхним зубам, ладони поднять вверх. Язык опустить за нижние зубы, ладони опустить вниз. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком. 4. «Маляр» Руки перед собой. Кисти рук опускаем-поднимаем. Под счет до 5 5. «Лошадки» Цокаем язычком. Кулачки сжимаем-разжимаем. + «Грибок» под счет до 5 6. «Дятел» Стучим кулачок о кулачок. Теперь мы с вами готовы к путешествию. 7.«Чистим верхние зубки» 8. «Котенок лакает молоко» | | |
Автоматизация звука [Р] изолированно Автоматизация звука [Р] в слогах | Но чтобы моторчик завести нужно потренироваться: найти и обвести синем карандашом все буквы [Р], четко произнося при этом звук [Р] Давайте заведём моторчики у корабля и поедем в путешествие. 1-я остановка: остров Крабов. Крабы оставили нам послание: Они не помнят, как петь свои любимы песенки, из-за того, что разучились произносить звук Р. Сейчас мы им поможем: Будем помогать им строить песочные замки. | Листок бумаги А4 (синие карандаши) Работа выполняется на листочках | Ра-ро-ру-ры |
| Начинается игра. Я прошу со слогом РА Мне помочь назвать слова! -Я начинаю слово, а вы добавьте РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра. РО-РО-РО Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро. А теперь договори Ты слова со слогом РЫ: вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры. | | Ра-ра Ро-ро Ры-ры |
Развитие фонематического восприятия | 1.Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо. (МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС) 2. Корабль привез крабам груз, но им нужны только те предметы, в названии которых есть звук [Р]. Поможем разгрузить корабль? Дети выбирают нужные картинки | Погремушки (маракасы) Картинки: ракета, краб, лампа, подарок, гранат, листик, стул, стол, комар, пила, лампа, рука, тигр, рыба, ласточка, лось, робот, пирог, топор, ромашка | |
Автоматизация звука [Р] в словах (звуковой анализ) | 2-я остановка: остров Роботов. Посмотрите, мы приплыли на остров, кто здесь живет? -Роботы Они предлагают нам с ним поиграть. Хотите? Роботы хотят собрать себе красивые камней. Но они не помнят, как произносить звук [Р] в словах, сейчас мы им поможем: Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова) берем картинку называем ее, и определяем где находится звук [Р] (в начале слова, середине слова, в конце слова) кладем камешек в определенную коробочку(ведерко) Добавить в слово недостающий звук [Р]:Бульвар,клевер,двор,танцор,факир,зефир,буксир,сахар,катер,сквер | Груша, кран, фары, комар, рукавицы, рыбак, корзина, самовар, руль, тигр, шар | |
Физкультминутка | Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует) Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх) Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз) Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками) Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание) Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками) А нам с вами пора в путь. Садимся на корабль. Наступила ночь. Закрываем глазки. Звучит шум моря. | | |
Автоматизация звука [Р] в словах | 3-я остановка: остров Русалок. Они такие болтушки, любят играть в слова. Но у них не получается без нашей помощи. Поможем русалкам с игрой Игра с мячом: Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). роза-розочка, помидор-помидорчик, карман-карманчик, кровать-кроватка, рыба-рыбка, фартук-фартучек b)Упражнять в подборе антонимов: Дешевые-дорогие, плохое –хорошее, копить-тратить, длинный-короткий, трудное- простое, закат-рассвет, утро-вечер, молодой –старый, тупой-острый(карандаш) | | |
| 4-я остановка: остров Пиратов. Мы приплыли к нашим братьям пиратам. Сейчас мы и им поможем вспомнить как правильно произносится звук [Р] 1-е испытание: Картинки : машина-пружина; мимоза-роза; пушка-ракушка: мышка-крышка; дворец-кузнец; чашка-ромашка; флажок-пирожок; сова-трава. 2-е испытание: На острове пиратов живут только те животные, в названиях которых есть звук [Р] Обвести животных и назвать четко, проговаривая звук [Р]. 3- испытание: Фишки — это пиратские деньги. Сколько в слове слогов, столько и фишек мы оставляем на острове. Но для этого нужно выполнить последние задание: назвать сколько слогов в слове (за каждый правильный ответ дается морская звезда(фишка)) Пи-рог, реп-ка, ка-ран-даш, ро-за, гор-ка, кен-гу-ру, жи-раф, гра-нат. Проверяем карту! на всех островах побывали? Всем помогли вспомнить как произносить звук Р и сами стали лучше произносить! | Найти к слову рифму. Занятие 26 (О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова | Обводят животных: зебра, тигр, носорог, жираф, кенгуру, Дети: Да! Проверяют карту. |
Итог занятия: | Какой звук мы учились произносить изолированно, в слогах, и словах? Какой он? | | Звук [Р] Согласный Твердый Звонкий. |