Влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе.
Влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе.
Перед учителем-логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности.Перед учителем-логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности.м
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе.»
Влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе.
Качество образования – это соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности обще учебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Работа учителя - логопеда заключается в следующем:
Деятельностный подход при коррекции нарушений устной и письменной речи с учётом программного содержания обучения. Перед учителем-логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности.
Оказание коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (русский язык, литературное чтение)
Предупреждение трудностей обучающихся по достижению метапредметных и личностных результатов
Использование современных образовательных технологий при реализации программы коррекционной работы
Цель логопедического сопровождения ребенка - это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка.
Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Для повышения качества образования обучающихся в своей работе я используюсовременные инновационные технологии, новые формы организации и проведения занятий.
Их можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятся следующие технологии:
логопедического обследования.
коррекции звукопроизношения;
постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
постановки интонации и темпа речи;
постановки ритмики речи;
развития лексико-грамматической стороны речи;
логопедического массажа.
Наряду с этими технологиями я использую: информационно- коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.
Информационно- коммуникационные технологии.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:
развитие слухового внимания;
активизация артикуляционного аппарата;
развитие фонематического слуха;
формирование правильного звукопроизношения;
уточнение, обогащение и активизация словаря;
коррекция грамматического строя речи;
развитие связной речи. (Слайд 8).
Применение компьютерных технологий позволяет:
оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.
Занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий - это интересно, наглядно, эстетично, информативно, интерактивно, рационально по времени для учителя и ученика, личностно-ориентировано.
Игровые технологии
Цель: гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Актуальность игровой технологии:
поддержание интереса ребенка к занятиям;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;
улучшение межполушарных связей коры головного мозга за счет одновременной работы его моторной и речедвигательной зоны и, как следствие, улучшение качества и скорости коррекции речевых нарушений.
Технология уровневой дифференциации
В последние годы на занятия к логопеду все чаще поступают дети, у которых, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, поведением. Процесс коррекции у таких детей идет длительно.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала.
В связи с этим особую значимость приобретает использование технологии дифференцированного обучения.
Разноуровневые технологии для детей делают процесс обучения интересным, повышают познавательную активность и учебную мотивацию, исключают перегрузки, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
На своих логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физкультминутки;
- логоритмика.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, что дает положительные результаты в обучении.
Своевременная коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности, способствует повышению качества образования и тем самым готовит эту категорию обучающихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе.
Подводя итог можно сказать следующее: влияние логопедической помощи на повышение качества образования в школе заключается в следующем:
Коррекция речевых дефектов. Логопедическое сопровождение помогает устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он сможет успешно обучаться в школе.
Предупреждение или минимизация трудностей в достижении метапредметных результатов. Это готовит обучающихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, что является важнейшим условием их интеграции в систему общего образования.
Повышение мотивации к обучению. Использование новых педагогических технологий на логопедических занятиях, сотрудничество учителя и учащихся способствует повышению мотивации к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.
Развитие личностных характеристик. На логопедических занятиях дети получают возможность развивать свои личностные характеристики, формировать в той или иной степени каждый вид универсальных учебных действий (УУД).