Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-7 лет с ФФНР по автоматизации звука [р] в слогах, слогах и предложениях. Использованы различные приёмы для развития всех компонентов речи. Предназначен для логопедов детских садов, школьных учителей-логопедов, воспитателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предпосылки УУД: умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои действия.
Оборудование: игрушка «Каркуша» (на руку или мягкая), индивидуальные зеркала, мольберт, аудиозаписи «Спокойной ночи, малыши!», «запись голоса вороны», аудиозапись из мультфильма «Пластилиновая ворона»; нетбук или магнитофон, телеграмма, мяч, шарики «су-джок», дидактические игры, иллюстрации «Птицы», предметные картинки (таракан, муравей, ворона, комар), чистоговорки с картинками, карточки, пластилин.
Ход занятия.
1.Вступление.
- Здравствуйте, ребята. Вы заметили, что у нас гости? А гостей принято принимать радушно и тепло. Своим дыханием разогрейте ладошки, повернитесь к гостям, улыбнитесь и отдайте частичку своего тепла. Присаживайтесь.
2.Работа по теме.
1) Артикуляционная гимнастика.
- Возьмите зеркала.
Раз – мы песенку запели (упражнение «Окошко»),
2 – уселись на качели (упражнение «Качели»),
3 – на лошади скакали (упражнение «Лошадка»),
На 4 – поболтали (упражнение «Индюк»),
5 – по зубкам постучали (упражнение «Дятел»),
6 – мы в «часики» играли (упражнение «Часики»),
7 – лакали, словно кошка,
8 – спела нам гармошка (упражнение «Гармошка»),
9 – сделали грибок (упражнение «Грибок»),
10 – дует ветерок (упражнение «Ветерок»),
Дальше – ротик на «замок»!
2) Сообщение темы.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Верно, мы продолжаем закреплять произношение звука [р].
3) Характеристика звука.
- Дайте характеристику звуку. Какой это звук? (Согласный, звонкий). Что нужно помнить при произношении этого звука? (Губы в улыбке, кончик языка за верхними зубами, язычок широкий, сильная воздушная струя, расстояние между зубами).
4) Автоматизация звука в слогах и словах.
- Рассмотрите картинки, повторите слова за мной хором и запомните: таракан, муравей, ворона, комар. Молодцы! Самостоятельно повторит Серёжа. Хорошо. Надя, повтори тихо. Настя, повтори громко. Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя? (Ворона). Почему? (Насекомые, птицы).
(Играет музыка «Спокойной ночи, малыши!», появляется Каркуша).
- Оказывается, к нам пожаловала ещё одна гостья. Узнали? Это ворона-Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши!» Посмотрим, что же она держит в клюве? Телеграмма: «Научите меня произносить такой трудный звук [р]. Научим?
(Произношение звука под музыку из мультфильма «Пластилиновая ворона» с движениями).
Р – повороты головы,
Ра – ладошки вперёд,
Ро – поочерёдное сжимание, разжимание ладоней,
Ру – одновременное сжимание, разжимание ладоней,
Ар – руки на пояс, повороты,
Ор – ноги вперёд,
Ур – полуприсяды с поворотами.
- Посмотрите, как обрадовалась птица. Но что-то у неё с собой ещё? Да это чистоговорки. Проговорим их, а Каркуша отдохнёт. (Дети проговаривают чистоговорки с картинками).
5) Развитие фонематического слуха и восприятия. Определение местоположения звука в слове.
- Оказывается, у Каркуши сегодня день рождения. Давайте подарим ей предметы, в названии которых есть звук [р]. (Картинки).
- Как же можно назвать эти предметы одним словом? (Игрушки)
- А где же находится звук? (Работа с карточками).
6) Упражнение в образовании сущ. во мн.ч.
- Она любит, чтобы у неё было много предметов. (Игра «Один-много», с мячом).
7) Игра «Поймай звук»
- К ней придут друзья. Определите, кто же придёт поздравлять Каркушу? Хлопните в ладоши. (Картинки – птицы).
8) Согласование числительных с существительными.
- Сколько придёт гостей, давайте узнаем. Будем использовать цифры 1,2 и 5. (Дети считают: 1 ворона, две вороны, 5 ворон и т.д.)
- В народе говорят часто про школьников «На уроке считает ворон». Что это значит? (Это означает, что надо быть внимательным и сосредоточенным). Я надеюсь, что про вас так говорить не будут.
9) Физкультминутка.
- День рождения – это весёлый праздник и Каркуше будет очень весело.
Вот под ёлочкой зелёной (Встали)
Скачут весело вороны: (Прыжки)
Кар-кар-кар! (Хлопки над головой)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Хлопки над головой)
Только к ночи умолкают (Машут руками, как крыльями)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают)
Кар-кар-кар! (Тихо) (Хлопки над головой)
10) Дидактическая игра «Накорми птицу»
– Ребята, какой же день рождения без застолья? Наступила зима, выпал снег. Чем же птице питаться, да ещё и угощать друзей? (Сделать кормушки). Помогите Каркуше добраться до кормушки, передвигаясь по предметам, в названии которых есть её любимый звук.
11) Образование существительных с ласкательными суффиксами.
- Наша Каркуша оказалась запасливой птицей и угощений хватит на всех, но они будут «маленькими». (Игра «Скажи ласково»)
Зерно, помидор, трава, сыр, пирог, горох, торт.
12) Развитие мелкой моторики (су-джок).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И друзьям всем покажу.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибаем пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (Массажируем каждый пальчик пружинкой)
Эта малышка-Рая, (на большой палец)
Эта малышка-Кира, (указательный)
Эта малышка-Фира, (средний)
Эта малышка-Клара, (безымянный)
А меньшую зовут Тамара (мизинец).
13) Рефлексия.
- Как вы думаете, какое самое любимое блюдо у птиц? (Червяк). Давайте обрадуем Каркушу и слепим червячков. Если вам понравилось занятие, то слепите червячка красного цвета, если что-то не понравилось – зелёного, вообще не понравилось – синего.
14) Чтение стихотворения.
- Каркуша по секрету мне сказала, что дома у неё малыш. Как мы его назовём? Настя про него расскажет стихотворение:
Ворона воронёнку
Купила распашонку.
С розовым воротником
И с коротким рукавом,
Но вырос воронёнок
Из этой распашонки.
И теперь ворона-мать
Рубашку будет покупать.
На карманах у рубашки
Ворона вышьет по ромашке.
- Спасибо.
(Голос вороны: Я научилась красиво говорить звук [р]. Благодарна вам! «Проворонила ворона воронёнка!» Кар!)
– Ребята, когда так говорят? (Ответы).
3. Итог. (Обращаю внимание на цвет червяков).
- Почему слепили такого цвета, что понравилось? Не понравилось? Каркуша оставила угощение и домашнее задание.