kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Практические рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит краткие рекомендации по развитию правильных речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Практические рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста"»

Кротова И.В., учитель-логопед

МАДОУ «ЦРР «Умка»

г. Новый Уренгой


Практические рекомендации родителям

по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста


В семье родился малыш! Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова…. Но вдруг вы начинаете замечать что-то неладное: сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное «на своем языке».

Думаю не нужно объяснять, как важен для человека дар слова. Константин Семёнович Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» [5]. Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – впервые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагаетесь на детский сад и школу, позаботьтесь, чтобы ребёнок вступил в мир дошкольной и школьной жизни с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему взаимодействовать с окружающими.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а в дальнейшем могут привести к неуспеваемости в школе.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство звуков (т.е. букв) сразу ребенок не сумеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше нормализуется речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития [3].

Именно поэтому родители должны, вовремя обратить внимание на неправильное звукопроизношение у ребенка. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение [4].

Успеш­ность развития ребенка зависит от активной позиции родите­лей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррек­ции любых отклонений в становлении его психической дея­тельности.

Предлагаю помочь ребенку вместе! Существуют признаки благополучного развития речи у ребенка [3]:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и не стес­няется разговаривать с незнакомыми людьми.

  • Ребенок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

А также признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

  • Ребенок развивается с задержкой.

  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.

  • У ребенка есть неврологические заболевания.

  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышал Вас.

  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не­знакомыми людьми.

  • Ребенку безразлично, понимает его кто-то или нет. Он говорит на языке понятному ему одному. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по просьбе родителей, но и в любых ситуациях.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «Скажи» и «Повтори» хотя бы на первое время!

В первую очередь необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении, для этого с ребёнком нужно общаться через игру. Как можно чаще играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Игра – основное занятие детей, это их «работа». В игре часто сложное становится доступным. Не отвечайте ребёнку отказом на просьбу поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться. Игра, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, и ребёнку.

Автор книги для родителей «Советы логопеда» М.К. Бурлакова предлагает попробовать сделать следующее [1]:

  1. Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке. Создайте интимную, довери­тельную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

  2. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуй­те с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с иг­рушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Например, игра с машинкой. Изображая ее биби-кайте: «би-би» или «ту-ту»; побуждайте ребёнка повторить за вами: «Давай вместе», «Я буду большой машиной, а ты маленькой».

  3. Пытайтесь установить словесный контакт с ребёнком. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвеча­ете на этот вопрос: «Би-би», - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык, вы услышали от своего ребенка робкое «би», знайте, что это ма­ленькая победа! Похвалите ребёнка! Порадуйтесь вместе с ним!

Чем чаще вы будете играть с ребёнком в такие игры, тем лучше, но всегда в процессе действий с предметом. Просто так слова по­вторять бесполезно. Разумеется, что вопросы можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет грузовая машина, как она гудит?» и пр.

Постепенно вы косвенно поощряете ребенка к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например: «Принеси тарелку. Что ты принес?..... (пауза) Правильно, тарелку. Это тарелка.»; «Что это? ... (пауза) Это тарелка.»; «Скажи, какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»; «Скажи, что тебе дать — чашку или ложку?» и т.п. Ребенок дол­жен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию (правильное положение губ, зубов, языка). Например: «Посмотри на меня. Где у меня рот? Где губы? Где зубы? Слушай и смотри на мои губы: та-рел-ка…. (еще раз) та-рел-ка…. (вместе) та-рел-ка. Молодец!»

Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ. Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся речевые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внима­ние на то, что вся работа строится в процессе реальных быто­вых или игровых действий. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы формируете правильную речь, вы просто играете.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция малыша.

Требования «ужесточаются» постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно ребенку даются серии упражне­ний для развития артикуляционной моторики в ходе повсед­невной жизни или режимных моментов (умывания, еды).

На­пример, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычище­ны зубы и др.

Во время еды можно попросить ребенка обли­зать ложку, постепенно увели­чивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разум­ных пределах), вылизать блюд­це, показать, как кошка лакает языком моло­ко, и прочее.

Оказался ребенок у зер­кала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику: мы — клоуны и будем корчить смешные, грустные, страшные рожицы. Поиграли в лоша­док — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале [2]. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Необходимым условием успешной работы является ис­пользование в созданных ситуациях только того предмет­ного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предва­рительной работы, на бытовом уровне.

Поэтому следую­щий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе вы­полнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно пе­реставив его с привычного на недоступное для ребенка ме­сто, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину...» В качестве поощрения ребенок получает искомое.

Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредован­ное общение с игрушкой или с животными, в процессе сюжетной игры, например: «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати», и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая» и пр. Дети при этом вос­производят не только отдельные слова, но и фразы, подра­жая взрослому интонационно. По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении [6].

Уважаемые родители! Помните, что для того, чтобы ваш малыш заговорил, его желание нужно мотивировать поощрениями. Всегда внимательно выслушивайте вашего ребёнка, хвалите его, рассказывайте о его достижениях членам семьи и не стремитесь сразу же испра­вить все ошибки. Не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. И ваш ребёнок вас отблагодарит – начнёт говорить!



Литература:

  1. Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В. Секачёв, 2001.

  2. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кротова Ирина Владимировна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства