Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Практические рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста"»
Кротова И.В., учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР «Умка»
г. Новый Уренгой
Практические рекомендации родителям
по развитию правильных речевых навыков у детей дошкольного возраста
В семье родился малыш! Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова…. Но вдруг вы начинаете замечать что-то неладное: сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное «на своем языке».
Думаю не нужно объяснять, как важен для человека дар слова. Константин Семёнович Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» [5]. Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – впервые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагаетесь на детский сад и школу, позаботьтесь, чтобы ребёнок вступил в мир дошкольной и школьной жизни с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему взаимодействовать с окружающими.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а в дальнейшем могут привести к неуспеваемости в школе.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство звуков (т.е. букв) сразу ребенок не сумеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше нормализуется речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития [3].
Именно поэтому родители должны, вовремя обратить внимание на неправильное звукопроизношение у ребенка. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение [4].
Успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности.
Предлагаю помочь ребенку вместе! Существуют признаки благополучного развития речи у ребенка [3]:
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и не стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами всё, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
А также признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышал Вас.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает его кто-то или нет. Он говорит на языке понятному ему одному. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи»,«Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по просьбе родителей, но и в любых ситуациях.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «Скажи» и «Повтори» хотя бы на первое время!
В первую очередь необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении, для этого с ребёнком нужно общаться через игру. Как можно чаще играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Игра – основное занятие детей, это их «работа». В игре часто сложное становится доступным. Не отвечайте ребёнку отказом на просьбу поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться. Игра, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, и ребёнку.
Автор книги для родителей «Советы логопеда» М.К. Бурлакова предлагает попробовать сделать следующее [1]:
Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.
Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Например, игра с машинкой. Изображая ее биби-кайте: «би-би» или «ту-ту»; побуждайте ребёнка повторить за вами: «Давай вместе», «Я буду большой машиной, а ты маленькой».
Пытайтесь установить словесный контакт с ребёнком. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык, вы услышали от своего ребенка робкое «би», знайте, что это маленькая победа! Похвалите ребёнка! Порадуйтесь вместе с ним!
Чем чаще вы будете играть с ребёнком в такие игры, тем лучше, но всегда в процессе действий с предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Разумеется, что вопросы можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет грузовая машина, как она гудит?» и пр.
Постепенно вы косвенно поощряете ребенка к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например: «Принеси тарелку. Что ты принес?..... (пауза) Правильно, тарелку. Это тарелка.»; «Что это? ... (пауза) Это тарелка.»;«Скажи, какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»; «Скажи, что тебе дать — чашку или ложку?» и т.п. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию (правильное положение губ, зубов, языка). Например: «Посмотри на меня. Где у меня рот? Где губы? Где зубы? Слушай и смотри на мои губы: та-рел-ка…. (еще раз) та-рел-ка…. (вместе) та-рел-ка. Молодец!»
Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ. Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся речевые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы формируете правильную речь, вы просто играете.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция малыша.
Требования «ужесточаются» постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды).
Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др.
Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, показать, как кошка лакает языком молоко, и прочее.
Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику: мы — клоуны и будем корчить смешные, грустные, страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале [2]. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.
Необходимым условием успешной работыявляется использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы, на бытовом уровне.
Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину...» В качестве поощрения ребенок получает искомое.
Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредованное общение с игрушкой или с животными, в процессе сюжетной игры, например: «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати», и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая» и пр. Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно. По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении [6].
Уважаемые родители! Помните, что для того, чтобы ваш малыш заговорил, его желание нужно мотивировать поощрениями. Всегда внимательно выслушивайте вашего ребёнка, хвалите его, рассказывайте о его достижениях членам семьи и не стремитесь сразу же исправить все ошибки. Не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. И ваш ребёнок вас отблагодарит – начнёт говорить!
Литература:
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: В. Секачёв, 2001.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1988.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.