Просмотр содержимого документа
«"словарик ошибок диагностики"»
Коррекция нарушений
звукопроизношения проводится в несколько этапов
Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:
развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Задача взрослых на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.
Помощь взрослых на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем - логопедом.
3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала: автоматизация звука в слогах; автоматизация в словах; автоматизация в специально подобранных фразах; автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком; автоматизация в обычной разговорной речи.
На этом этапе помощь взрослых ребенку просто неоценима. Взрослые
вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом.
Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению. Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.
4. Этап дифференциации смешиваемых звуков.
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка
прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или
артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Взрослые должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
«Этапы работы
по коррекции
нарушений
звукопроизношения»
«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:
«Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
«ЗАТЕЙНИКИ»
Цель: развивать речь, воображение детей. Затейник в середине круга.
Дети идут по кругу, произносят слова:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе,
Сделаем вот так».
Затейник показывает движение, дети повторяют.
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.
Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном до-
мике - на другой стороне площадки. Дети идут к медведю со словами:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!»
После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.
«ГУСИ – ГУСИ»
Цель: упражнять в беге, развивать речь.
На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.
«Гуси, гуси! – га-га-га.
Есть хотите? – да-да-да.
Ну, летите! – нам нельзя.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!»
Гуси летят, волк ловит.
«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Цель: упражнять в беге, развивать речь.
На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка. Мы веселые ребята
«Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать!
1,2,3 - лови!»
Дети перебегают, ловишка ловит.
«ВОРОБЬИ И ЩЕНОК»
Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.
Дети -«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:
«Шарик по двору гулял,
Шарик птичек увидал.
Притаился и молчит,
Сделал вид, как будто спит.»
«Птички» летают врассыпную. По сигналу «Шарик» выбегает из засады и ловит птиц. «ДВА МОРОЗА»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.
На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.
«Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я – мороз – красный нос,
Я – мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» Дети перебегают, морозы ловят. «СОВА»
Цель: упражнять в беге, развивать речь.
На одной стороне площадки дети, на другой - сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:
«В лесу темно.
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!»
«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька. Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.
«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»
Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.
Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом
и произносят слова:
Как-то мы в лесу гуляли
«И медведя увидали
Он под ёлкой лежит
Растянулся и храпит
Мы вокруг него ходили
Косолапого будили:
Ну-ка, Мишенька, вставай
И скорей нас догоняй!»
На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, то становится медведем.
«КОШКИ – МЫШКИ»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.
Играющие держатся за руки, стоят в кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:
«Мышки, мышки, не робей,
Спит усатый котофей.
Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота!»
При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.
По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой «домик»
«ПЧЕЛЫ И ЛАСТОЧКА»
Цель: упражнять в беге, развивать речь.
Дети-«пчелы» летают и поют:
«Пчелки летают,
Медок собирают.
Зум-зум-зум!
Зум-зум-зум!»
«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает!» Затем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».
«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
Цель: упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом.
Один из играющих – волк. Остальные дети зайцы. На одной стороне площадки дети устраивают домики (в кружках). Волк на другом конце площадки в овраге. Дети произносят текст:
«Зайцы скачут скок – скок – скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют,
Слушают –
Не идёт ли волк».
Выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадке. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк бежит за зайцами. Старается их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик.
«ЗАЙКА»
Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции.
Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок - «зайка» в маске зайчика.
Дети:
«Скачет зайка маленький
Около завалинки,
Быстро скачет зайка —
Ты его поймай-ка».
С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.
Речевые
подвижныеигры
длядетей
3- 7 лет
Фрукты
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки. (Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.)
3. Яблоки кислые. (Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.)
4. Яблоки соберем в корзины. (Пальцы рук «корзинкой». Язык «чашечкой».)
5. Дома сварим из яблок варенье. (Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.)
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. (Руки развести в стороны. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.)
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой». Вытянуть язык вперед и убрать назад.)
8. Приплыли домой. (Пальцы «домиком». Язык присосать к нёбу (крыша домика).)
Грибы
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков. Язык двигать вверх-вниз.)
2. На опушке - большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединить, пальцы поднять
вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые. (Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять. Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).)
4. У других грибов ножки тонкие. (Указательный палец одной руки - ножка, ладонь другой руки - шляпка; положение рук менять).
5. Дерево растет. (Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.)
6. Грибы растут. (Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».) 7. Соберем грибы в корзины. (Пальцы рук «корзинкой». Язык - «чашечкой».)
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. (Руки развести в стороны Язык плавно двигать вперед-назад.)
9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. (Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык «лодочкой»).
Овощи
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к огороду. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке леса растут помидоры. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.)
4. Помидоры соберем в корзину. (Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».)
Ягоды
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиковв заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На полянке растет малина. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Собираем малину в корзину. (Переплести пальцы «корзиной». Язык - «чашечкой».)
5. Дома сварим из малины варенье. (Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.)
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. (Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.)
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык «лодочкой». Вытягивать язык вперед и убирать назад.)
Дикие животные
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Вот крона дерева. (Пальцы чуть согнуть. Язык - «чашечкой».)
5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется. (Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.)
Семья
1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и
средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.)
2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.)
3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
4. Вот крона дерева. (Пальцы чуть согнуть. Язык - «чашечкой».)
5. Крона состоит из веток и листьев. (Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить. Ладони «чашечкой». Язык - «чашечкой».)
6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают. (Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.)
7. Вот корни дерева. (Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз. Язык напряженно тянуть вниз.)
Театрпальчиковиязыка
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации
по проведению дыхательной гимнастики:
*Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
*Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
*Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
*Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения для развития
речевого дыхания
«Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
«Одуванчик»
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
«Шторм в стакане»
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения
упражнений:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению