Просмотр содержимого документа
«Скоро в школу? Как подготовить ребенка к освоению письменной речи.»
Учитель-логопед МАУ «ЦППМиСП»
Мехрякова Т. И.
Скоро в школу? Как подготовить ребенка к освоению письменной речи.
На седьмом году жизни ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе эти нарушения проявятся при письме.
Учим различать звуки.
Начинать надо с самого простого, развивать умение слушать звуки окружающего мира. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем звуки квартиры, улицы, природы. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали. Продаётся огромное количество дисков с записями звуков природы. Шести или семилетний ребёнок может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада. Можно использовать для игры и музыкальные инструменты. Здесь ещё и словарный запас пополняется. Ну а как в неё играть, вы уже знаете. Играть можно долго, пока ребёнку не надоест. Далее ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.
После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.
Например, игра «Хлопки». Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и Й. Их лучше не брать.
Когда научились слышать звук среди звуков, переходим к слогам. Просим, например, чтобы ребенок хлопнул, когда услышит [у]. Произносим: па, по, пы, пу и т.д.
После слогов переходим к словам. Например, игра «Прятки». Нужно найти предметы в комнате, в названии которого слышится, например, [о].
После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте (в начале, середине или в конце слова) он находится. Помните, что сначала нужно объяснить, что такое ряд? Какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Можно поиграть в игру «Поезд». Заранее подготовьте картинки на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Ребёнок должен посадить» пассажира-картинку в тот или иной вагончик и объяснить, почему он так решил.
Далее приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш). Выкладываем символы — два красных кружочка (гласные обозначаем красным цветом). Спросите: «Сколько всего кружочков?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» — «Два». «Какой будет последний?» Можно ещё спросить по-другому: «Какой второй звук?» И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.
Поняв, как соединять гласные, переходите с ребенком к согласной и гласной. Начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. Затем спросите: «Сколько звуков ?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный кружок. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий кружок (согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый. А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «НА». Бывает, что слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, можно использовать такой прием: забрался звук на горочку — Н и спустился, как будто к А приехал, и получилось вместе НА.
Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким типа нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Совет: лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные ,например, в слове ВОДА слышится [а], а пишется [о].
Усвоили соединение четырёх звуков — берем стечение согласных звуков. Это очень сложно. Как правило, ребята пропускают один звук, либо два звука слышат, как один. Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] пропускают. А ведь это станет проблемой в школе. Ребёнку будет тяжело слушать учителя, работать с азбукой и читать.
Чтобы легче было усвоить, хорошо бы дома вырезать из цветной бумаги фишки (помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если ребенок уже знает буквы, тогда можно выкладывать буквы.
К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.
Формируем грамматический строй речи
Ребёнок к семилетнему возрасту должен овладеть ею полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. В его речи не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Он умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечает на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек. Часто детки всё правильно говорят, но топорик, шкафчик и коврик ну никак им не даются. Называют топорчик, шкафик и ковёрчик. Ребенок должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. Самая сложная категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий, воробьиный и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.
Учим пересказывать и составлять рассказы
В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать. Нужно поработать над составлением рассказа не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял». Сначала продумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ. Полезны и творческие рассказы — то, чего не было на свете или что было бы, если бы… Выберите интересную для ребёнка тему. Помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.