Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми
Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми
Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми»
Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми
(игры – имитации)
Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своём дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.
У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является прологом к будущим театрализованным играм. В работу включаю упражнения по развитию мимики:
«Съели кислый лимон» (дети морщатся), «Рассердились на драчуна» (сдвинули брови), «Встретили знакомую девочку» (улыбаются), «Испугались забияку» (приподнимают брови) широко открывают глаза, приоткрывают рот) и др.
Включаю игровые упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика» (низкого), (вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика, медведя).
Игровые упражнения по развитию пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли как травка» и др.
Благодаря этим систематически проводимым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают уверенность, дети легче переключаются с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях человека.
На втором этапе я использую такие приёмы, как сопровождение моих действий и действий детей словами. Затем перехожу к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных и т.д.)
Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения.
Например: Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
После театрализованной игры я задаю детям вопросы: Как выглядит зайчик ? Что он умеет делать? Кого он боится? Ситуацию речевого общения иногда усложняю, введя в игру куклу. Дети с удовольствием вступают в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть.
На третьем этапе дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому этапу работы
соответствует настольная театрализованная игра «Петушок и кот». Вопросы формулирую таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. «Почему котёнок вылез из дымохода чёрным? Почему он стал белым?» и т.д.
На следующем этапе я подвожу детей к более сложному виду театрализованной игры. Я даю детям возможность ходить вместе с куклой по группе, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных диалогах: «Волк и лиса» и т.д. Для решения психокоррекционных задач на роль волка, лисы выбираю неуверенных в себе, робких детей.
В театрализованных играх в интересной для детей форме можно решать различные речевые задачи.
Например, для театра на фланелеграфе можно использовать такой текст:
-ответь мне, цветок,ты кто он или она?
-а я, брат-шмель, и сам не пойму.
-как это не знаешь? Вот, например, ландыш-он.
-то ландыш.
-а вот, например, ромашка-она.
-а ты кто такой?
-я-то? Да я, шмель, Иван – да – Марья.
После я задаю вопрос: «Кто же этот цветок?- он или она ?» (и он , и она). По аналогии дети определяют род имён существительных обозначающих названия цветов: ромашка, ландыш и др.
На четвёртом и пятом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям. Дети не боятся выступать перед зрителями.
На занятиях я использую разные по жанру литературные тексты. Один и тот же текст мои дети инсценируют в разных видах театра. В заключении хотелось бы сказать, что широко используя театрализованные игры, я не отвергаю другие методы и приёмы логопедической работы.
Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента. Проводить такие игры надо систематически. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику. Подбирать игры для театрализации на первых трёх этапах работы надо по схеме «логопед – дети», на последних двух «ребёнок – дети» (логопед выступает в роли ненавязчивого посредника, режиссёра).
Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.