Уровень развития речи ребенка, в первую очередь зависит от той атмосферы, что создают взрослые в семье. Влияние домашних занятий родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велико.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"роль родителей в процессе автоматизации звуков"»
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ
АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Уровень развития речи ребенка, в первую очередь зависит от той атмосферы, что создают взрослые в семье. Влияние домашних занятий родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велико. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда, поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов»; «Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, так как большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадок, петь различные песенки, учить стихи. На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- Никогда не ругайте ребенка за неправильную речь.
- Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение звуков и слов.
- Не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов.
- Настраивайте ребенка на позитивные занятия с педагогами.
Несмотря на это, и сами родители должны быть готовы к достаточно длительной подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при занятиях с ребенком
Родители должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь взрослого с ребенком зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Для повышения эффективности выполнения заданий логопеда, родители должны постоянно комментировать свои действия при ребенке с одновременной демонстрацией действия.
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5 до 15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой стороны речи (звукопроизношением и звукоразличением), на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома
Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5лет, максимум 10 - 15 минут занятий, затем их внимание рассеивается.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения то, чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
- Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
- Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
- Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
- Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
- Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
- Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Уважаемые родители! Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте своего ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!