Рекомендации педагогам по профилактике дисграфии у учащихся первых классов
Рекомендации педагогам по профилактике дисграфии у учащихся первых классов
Работа содержит информацию о стойких нарушениях письма, не связанных с незнанием грамматических правил, а обусловленных недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по профилактике дисграфии у учащихся первых классов»
Рекомендации педагогам по профилактике дисграфии у учащихся первых классов.
Педагог-логопед: Козлова Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ №196
г.Новосибирск
Проблема преодоления нарушений письменно речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Дисграфия- стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов. Которые обеспечивают сложный процесс письма.
Определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, учащиеся с таким диагнозом:
не дописывают элементы букв;
пишут в зеркальном отображении;
заменяют буквы, сходные по звучанию;
пишут с большим количеством ошибок;
игнорируют заглавные буквы;
обладают корявым почерком;
непонятно говорят;
не любят уроки письма.
В зависимости от признаков заболевания выделяются следующие виды дисграфии:
артикуляционно-акустическая (ребенок пишет не буквы, а звуки, которые произносит совершенно неправильно, поэтому для коррекции следует вначале избавиться от дефекта речи);
акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и, соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на свистящие);
связанная с нарушением аналитической функции (учащийся пропускает или меняет местами слоги, приписывает дополнительные буквы к словам);
аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам, например, «настольнЫЙ лампа»).
Диагностика у младших школьников
ляет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Чтобы помочь ребенку справится с проблемой дисграфии, а также предотвратить трудности общения со сверстниками (так как эти дети очень часто становятся объектами насмешек одноклассников), следует уделить внимание коррекционным упражнениям:
Магнитная азбука. Первоклассник складывает слоги, слова, произносит их и запоминает графические образы.
Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно актуально, если нужно много писать в тетради.
Работа над почерком. Для выработки у учащегося понятного почерка необходимо писать в тетради в клеточку. Предложите ребёнку выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в клеточки. Только не берите большие тексты.
Правильные ручки. Учащимся рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью – подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь, улучшает работу мозга.
«Корректурная правка». Берём толстую книжку с крупным шрифтом, желательно нудного содержания, чтобы ребенка ничего не отвлекало, формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О, обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К » и т.д. Начинать нужно с работы над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте по букве. В одном упражнении не должно быть больше 3-4 букв.
«Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно, чтобы учащийся проговаривал именно фонемы, а не звуки.
«Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача учащкгося переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также будете тренировать внимание.
Игры в лабиринты. Эта забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). Необходимо подготовить листы с нарисованными лабиринтами или запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью начертания неразрывной линии. Обратите внимание на то, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа с заданием.
Заучивать словарные слова. Полезно ежедневно повторять и учить по 3-4 новых словарных слова.
Учить стихотворения наизусть. Так ребёнок тренирует свою память и развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.
При работе с такими детьми важно не заставлять их исправлять ошибки, а учить эти ошибки не делать. Поэтому проверку упражнений нужно всегда оставлять за собой.
Литература:
1.Иншакова О.Б. Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников
2.Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.