kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые нарушения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопеды  в сентябре проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии.

Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «Дисграфия».

Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые нарушения младших школьников»

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Логопеды в сентябре проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии.

Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «Дисграфия».

Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

В норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть,

во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки,

во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, п-б, ш-с (это называется «фонематический слух»),

и, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое». Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью.

Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи. Возможно вы, уважаемые родители, и сами замечали, что при произношении звуков с, з, ц, л ваш ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков ш,ж,ч,щ «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на ф, а при произношении звука р грассирует, как француз. Иногда для устранения этого досадного дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. А в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом.

Особенно это важно в том случае, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось раньше. Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи». В таком случае ребенку следует обязательно пройти курс занятий с логопедом - ведь процесс обучения письму и чтению, овладение украинским и иностранными языками основывается на умении ребенка различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.

Общее недоразвитие речи

Если же ваш ребенок, кроме проблем с произношением и различением звуков имеет бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное, затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи. Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они, такие дети, лучше понимают обращенную к ним речь, однако не могут сами правильно озвучить свои мысли.

Поскольку развитие речи теснейшим образом связана с развитием мышления и другими психическими процессами, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. И все это приводит к тому, что дети либо не могут усваивать школьную программу, либо учеба дается им с огромным трудом.

Уважаемые родители, если такие проблемы наблюдаются у вашего ребенка, ему в обязательном порядке следует, во-первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. Медикаментозное лечение в данном случае может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.

дисграфия

Но вот ваш ребенок закончил первый класс. Однако с переходом во 2, 3,4 классы проблема правильного развития речи становится еще острее, ведь теперь ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью – письмом и чтением.

Представьте, чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

- воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном этапе такой работы, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия. Несложно догадаться, что чаще всего такая проблема возникает у детей, имеющих или имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось ранее.

Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам: это пропуски и замены букв на письме, например, комнта или комата вместо «комната», шук вместо «жук», перестановки и пропуски слогов онко-окно, стрки-стрелки. Часто дети не могут определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы. Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а слово «набухли» наоборот, раздельно. Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».

Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних и старших классах.

Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе.

Только при таком тесном взаимодействии родителей и педагогов возможно преодоление нарушений речи у детей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевые нарушения младших школьников

Автор: Дейнека Татьяна Петровна

Дата: 17.03.2018

Номер свидетельства: 462315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Речевое развитие младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС""
    ["seo_title"] => string(78) "riechievoierazvitiiemladshikhshkolnikovsintielliektualnyminarushieniiamipofgos"
    ["file_id"] => string(6) "321675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461346674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "«Особенности  речевое развитие младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(90) "osobiennostiriechievoierazvitiiemladshikhshkolnikovsintielliektualnyminarushieniiamipofgos"
    ["file_id"] => string(6) "321687"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461348551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "«Основные функции речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(96) "osnovnyiefunktsiiriechievoghorazvitiiamladshikhshkolnikovsintielliektualnyminarushieniiamipofgos"
    ["file_id"] => string(6) "321695"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461349421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Влияние творческих игр на активизацию речевого развития младших школьников с нарушениями слуха"
    ["seo_title"] => string(80) "vliianie_tvorcheskikh_igr_na_aktivizatsiiu_rechevogo_razvitiia_mladshikh_shkolni"
    ["file_id"] => string(6) "497629"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548760976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Мастер-класс "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-vidy-rabot-po-razvitiiu-riechievoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "105185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402829855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства