Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации логопеда"»
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Делаем дыхательную гимнастику правильно!
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.
Пузыри в воде. Ребенок кладет трубочку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».
Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».
Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, и на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
Снежные занавески. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот и удерживает соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
Костер. Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.
Обводим все, что угодно. (так же можно поиграть: чей это след?)
Штрихуем наискосок вправо, влево; сверху вниз
Пополняем словарный запас
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
Сок, варенье из яблока –яблочный, яблочное;
Согласование существительных и числительных один стул, два стула, …пять стульев и тд