Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребенка к школе»
«Речевая готовность ребенка к школе»
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие. Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу.
Существуют особые критерии готовности к школьному обучению,предъявляемые к речи ребёнка:
1.Сформированность звуковой стороны речи: ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков.
2. Сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать звуки родного языка.
▪ умение выделять звук из состава слова;
▪ умение определять количество звуков в слове;
▪ умение определять последовательность звуков в слове;
3.Словарный запас должен соответствовать возрасту: словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуду, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.
4. Сформированность грамматического строя речи:
▪ уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер-коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
▪ уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе
(ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис).
▪ согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто). ▪ правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо). ▪ уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).
5.Связная речь:
▪ уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания. ▪ владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.