kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая готовность ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В  силах родителей и педагогов добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребенка к школе»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 4 ,г.Лыткарино













Доклад

учителя – логопеда Михеевой С.В.

на тему:


"РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"





























РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Советы родителям будущих первоклассников


Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В силах родителей и педагогов добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе.

Говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»

Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Это краткое описание того, чем должен владеть ребенок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.


Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.


1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.


2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.


3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.


4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая, голубой; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»


5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребенку, если у него есть речевые проблемы.


Итак, ребёнок приходит в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребенок произносит звуки родного языка.


Попросите ребенка повторить ряд слов с группой свистящих звуков: [С]- собака, маска, нос; [С`]- сено, василёк, высь; [З]-замок, коза; [З`]-зима, магазин; [Ц]- цапля, овца, палец; затем ряд слов с шипящими звуками: [Ш]-шуба, кошка, камыш; [Ж]- жук, ножи; [Щ]- щука, вещи, лещ; [Ч]- чайка, очки, ночь; затем ряд слов с сонорными звуками: [Р]- рыба, корова, топор; [Р`]- река, варенье, дверь; [Л]- лампа, молоко, пол; [Л`]- лето, колесо, соль.


Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Если ребёнок нечетко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. Определить характер нарушений у ребенка может только специалист. После знакомства с ребенком логопед подберет комплекс индивидуальных заданий, которые помогут скорректировать произношение.

Сейчас же можно дать только общие рекомендации по развитию артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Лучше выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы можно было проконтролировать движение органов артикуляции. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Следующий речевой компонент, который играет очень важную роль при обучении письму и чтению, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие предполагает умение на слух определять фонемы, близкие по звучанию, производить простейший звуковой анализ и синтез слов. Предложите вашему сыну или дочери повторить вслед за вами цепочки слогов: ба – па – ба, са – ша - са, ша – жа – ша, ца – са – ца, ра – ла – ра. Если вы заметили, что ребёнок при повторах слоговых цепочек допускал ошибки в виде пропусков, перестановок и замен слогов, необходимо провести коррекционную работу в этом направлении. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Наличие у первоклассника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам. Если их не решить в дошкольном возрасте, то впоследствии возникают трудности в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.


Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени.


Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Такие советы можно дать родителям, пока ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте:


Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.


Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.


Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.


Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.


Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.





























Литература:


Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика

психического развития и коррекция его неблагоприятных

вариантов: метод. разработки для школьного психолога /

Е.А. Бургуменко - М., 1990.

Венедиктова. Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений

чтения и письма у мл. школьников». «Союз» Санкт-Петербург. 2001

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? //

Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей:

сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. –

М., 1982.

Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Речевая готовность ребенка к школе

Автор: Михеева Светлана Владимировна

Дата: 01.10.2019

Номер свидетельства: 521503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Речевая готовность ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(42) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "349022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476386513"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Консультация для родителей - "Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(74) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "399871"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489419532"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Речевая готовность ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(44) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie_3"
    ["file_id"] => string(6) "462063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521121377"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Консультация для родителей " Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(65) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "486158"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1542468100"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Речевая готовность ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(44) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "432568"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508130534"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства