kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи детей с ОВЗ в процессе наблюдений за природой

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено, как в процессе наблюдений за природой, расширить словарный запас, развить лексико-грамматический компонент речи детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с ОВЗ в процессе наблюдений за природой»

Развитие речи детей в процессе наблюдений за природой.

Для развития лексико-грамматического компонента речи в процессе наблюдений в природе необходимо выполнение определённых условий:

– отбор словарного материала;

– создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение;

– правильность собственной речи.

Готовясь к проведению наблюдения нужно подобрать слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а так же определить приёмы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается воспитателем, а затем повторяется детьми. Во время наблюдений нужно так поставить вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.

Примерные наблюдения:

1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – дикие, зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);

– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у осины большие);

– многозначные слова. Собирая листья деревьев для гербария раскрываем смысл многозначного слова: лист рябины положим на альбомный лист. Осенью, рассматривая деревья, обращаем внимание детей на ярко-красные кисти ягод и предлагаем детям вспомнить. Что ещё можно назвать этим словом (кисти для рисования).

- наблюдая за состоянием погоды уместно вводить в активный словарь детей наречия и ежедневно активизировать их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).

- эффективным средством в работе по обогащению словаря является использование народных примет, связанных с предсказанием погоды. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, понимать некоторые природные закономерности.

Дым столбом – к морозу.

Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Высокая, крутая радуга – к хорошей погоде, пологая и низкая – к ненастью.

2. Совершенствование умений детей в изменении слов по числам, родам и падежам.

– изменение существительных по падежам (много цветов, любуемся цветами, расскажем о цветах…)

– употребление падежей в зависимости от чисел (одно облако, два облака, пять облаков…; один берёзовый лист, два берёзовых листа, пять берёзовых листьев…).

– образование множественного числа именительного падежа от существительного единственного числа (трава – травы, ручей – ручьи; облако – облака, дерево – деревья, море – моря…).

– образование формы родительного падежа множественного числа (Чего много растёт на участке? Много деревьев, кустарников, цветов, трав.).

– согласование прилагательных с существительными (Небо какое? – голубое, светлое, высокое, ясное или наоборот: серое, тёмное, пасмурное).

3. В ходе наблюдений за объектами и явлениями природы можно упражнять детей в словообразовании разных частей речи.

– образование одного нового слова из двух слов (разноцветные листья, листопад, снегопад…);

– образование прилагательного от существительного (лист с берёзы – берёзовый, лист с осины – осиновый…);

– образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени (у вороны хвост длинный, а у сороки длиннее);

– образование слова из другого однокоренного с помощью суффиксов и приставок (солнце– солнышко, туча – тучка, цветок – цветочек, листок – листочек);

– образование глаголов приставочным способом. Наблюдая за птицами, дети учатся различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками (летел, улетел, прилетел, подлетел, залетел). При этом нужно обязательно обращать внимание детей на приставки, которые придают разные значения действиям.

4. Работая над употреблением в речи предложных конструкций, необходимо обязательно выделять интонационно и на слух "маленькое слово", подчеркнуть его значение. Например: воробей подлетел к кормушке, синичка сидит на ветке, голубь ходит по земле.

Далее можно упражнять детей в употреблении сложных предлогов (Из-за куста вылетел воробей; из-под листочка показалась спелая ягода клубники.).

Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Поэтому необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки).

Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие речи детей с ОВЗ в процессе наблюдений за природой

Автор: Кутырева Лариса Павловна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Изучение географии в школе детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(48) "izuchieniie_ghieoghrafii_v_shkolie_diet_mi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "348300"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476190943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства