Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом,что по данным некоторых ученых одно и то же,принято называть способность воспринимать и различать звуки речи( фонемы).
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установленнию звуковой структуры слова, это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляюбез которого полноценное чтение и письмо невозможно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи. »
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Нарушение фонематического восприятия зачастую является первичным дефектом в сложной структуре речевых нарушений, влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи ребёнка. Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
Для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Нарушения фонематического восприятия отмечается практически у всех детей с нарушениями речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированном строении и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичность несформированности фонематического восприятия.
Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин).
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Внимание учителя – логопеда должно быть сконцентрировано на своевременном предупреждении возможных вторичных, более отдаленных последствий речевой патологии. Особое внимание следует уделять состоянию звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.
При каких речевых нарушениях чаще всего можно выявить нарушения фонематического восприятия?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушения процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (причем дефект произношения зачастую является следствием дефекта фонематического восприятия). (По клинико-педагогической классификации это дислалии, негрубые формы дизартрии, ринолалии с элементами дислексии и дисграфии).
Также нарушено фонематическое восприятие и у детей с общим недоразвитием речи (сложном речевом расстройстве, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловойеё стороне. (По клинико-педагогической классификации нарушений речи, разработанной Р.Е. Левиной, нарушения чтения и письма рассматриваются в составе фонетико-фонематического, общего недоразвития речи, как их системные отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, одной из первопричин чего является нарушение фонематического восприятия.
Таким образом, вовремя сформированное фонематическое восприятие предупредит возможное появление вторичных речевых дефектов (в выше приведенных примерах это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), снижая при этом вероятность возникновения трудностей при овладении письменной речью.
Важным звеном в коррекционной работе является развитие у детей умения дифференцировать звуки в произношении, которые сходны по звучанию или по артикуляционной позиции. Данное умение можно вырабатывать в ходе специально подобранных игр.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка (от звуков уже освоенными детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно, с самых первых занятий, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, т.к. неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильной речи детей.
1 этап. Узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
2 этап. Различение высоты тембра и силы голоса. «Детёныши» (имитировать голоса, узнать, чей голос) Применение ИКТ сделает занятия для детей крайне интересными и запоминающимися (Звук в формате МР 3: Игра «Три медведя»- Михаил Иванович, Мишутка, Настасья Петровна; «Детёныши» - куры – цыплята, кошка-котёнок, собака-щенок)
3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу. 1. Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название картинки (вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом). Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу и постепенно переходить к более сложным.
4 этап.Дифференциация слогов. Пример: Логопед произносит несколько слогов (на-на-на-па). Дети определяют, что здесь лишнее. Работа ведётся в следующей последовательности:
1. открытые слоги;2. закрытые слоги;3. слоги со стечением согласных;
5 этап. Различение фонем родного языка.
Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок.
6 этап. Формирование навыков звукового анализа.
Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нём.
Самая сложная форма анализа - определение последовательности звуков в слове их количества места по отношению к другим звукам. Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности логопеда к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности