Развития коммуникативных универсальных учебных действий на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ
Развития коммуникативных универсальных учебных действий на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ
В статье описываются технологии используемые для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжелым недоразвитием речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развития коммуникативных универсальных учебных действий на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ»
Дьячкова Галина Вячеславовна
учитель – логопед
МАОУ СОШ № 157 г. Екатеринбурга
Развития коммуникативных универсальных учебных действий
на логопедических занятиях у обучающихся с ОВЗ
Задача современной системы образования: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Особое значение в работе с обучающимися с тяжелым недоразвитием речи (ТНР) на логопедических занятиях придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребёнка в целом, имеет организация совместной работы обучающихся в группе.
У младших школьников с ТНР, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:
Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности в общении и деятельности;
Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своём, слышит только себя).
Таким образом, развитие коммуникативных УУД выступает залогом успешной адаптации обучающегося с ТНР в любой социальной среде.
Для развития коммуникативных УУД на логопедических занятиях с обучающимися с ТНР автор применяет следующие технологии:
Здоровьесберегающие
Здоровьесберегающие технологии дают возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся, а также создать благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях. К ним относятся:
-артикуляционная гимнастика, которая способствует улучшению качества речи;
-дыхательная гимнастика способствует развитию правильного речевого дыхания, а также влияет на звукопроизношение, артикуляцию и формирование силы и тембра голоса;
-развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие мыслительных операций и активизирует речевые зоны мозга;
-су – джок терапия стимулирует высокоактивные точки соответствующие органам и системам организма, расположенные на кистях рук;
-нейропсихологические игры и упражнения оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов, улучшению речевых навыков детей, а также активацию нужных участков мозга;
Игровые
Использование игровых технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к занятиям и результативность коррекционно-развивающего процесса.
Для развития устной и письменной речи на логопедических занятиях использую игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками.
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Города», «Испорченный телефон», «Магазин», «Позови по имени», «Услышь звук» и т.п.
Игры для развития связной речи и грамматического строя:
«Комплимент другу», «Чудесный мешочек», «Поговори минутку» (ребята вытягивают карточку с темой для диалога и в течение 1 минуты беседуют в парах), «Отгадай предмет по описанию», имитации различных передач («Вопросики», «Сто к одному» и т), сочинение по личным впечатлениям, сочинение сказки с определёнными персонажами и т.п.
индивидуальные игры и игры в группах:
«Крокодил» (участники по очереди выбирают из колоды карт одну карту с изображением или названием предмета и должны изобразить его, не используя слова),
«Соображай-ка» (разными способами(вопросы, рисунок, объяснение, показ) необходимо узнать о каком предмете идет речь),
«Дубль» (умение работать в команде, по правилам), «Чтениум»,
«Запретное слово» (ребенку нужно объяснить слово данное на карточке не используя запретные слова),
«Интервью» (дети готовят вопросы по пройденной теме и берут интервью у своих одноклассников)
«Закончи предложение»,
«Вопрос-ответ» (дети формулируют вопросы к предложению, по картинке и задают их другим ученикам),
«Произнеси предложение с различной интонацией», викторины.
Работа в группе помогает каждому обучающемуся осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
ИКТехнологии
Компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно –развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, икт оказывают значительное воздействие на ученика, но только во взаимодействии педагога, обучающегося и компьютера можно достичь положительного результата. Компьютерные игры я использую на разных этапах работы, для решения различных задач в процессе занятия. Это могут быть онлайн- игры, игры-презентации, обучающие видеоролики, мультфильмы, фильмы с последующим обсуждением и выполнением заданий по просмотренному сюжету.
Таким образом, в процессе систематической и последовательной логопедической работы с использованием различных технологий можно помочь обучающимся с ТНР скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать их потенциальные возможности.