Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Когда начинать?.»
Развитие речи. Когда начинать?..
В одной старинной притче рассказывается о том, что, когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: «Когда нам начинать развивать нашего ребенка?», он им ответил: «Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней».
Удивительно, но речевое развитие начинается еще до рождения. Примерно с 6-го месяца беременности ребёнок способен слышать. Важно, чтобы его первый слуховой опыт был положительным – спокойные и радостные разговоры, пение. В дальнейшем это отразится на развитии его речи.
Первый крик ребенка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений до речевого развития. Родителям надо заострить на этом внимание. В предречевой период важно обратить внимание на то, как ребенок берет грудь, активно ли сосет молоко, фиксирует ли взгляд на маме, начинает ли осознанно улыбаться к 2-м месяцам? В 2-4 месяца малыш пытается произносить короткие звуки, появляется гуканье, затем гуление. Если к 5-6 месяцем гуление не развивается, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевой патологии. Для профилактики нужно посещать детского невролога.
Очень важно следить, как развивается речь ребенка до 4 лет. Когда появляются первые слова, фразы, как произносит те или иные звуки. Родителям необходимо знать, что мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному. Это связано с физиологическими процессами.
Взрослым необходимо создать ребенку благоприятные условия для развития речи. Активные игры с малышом – основа для формирования его речевой функции. Родителям надо поддерживать и развивать двигательную активность детей, играть в игры с движениями, сопровождающимися словом. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше, так как это благоприятно отражается на процессе развития речи.
С первых дней необходимо разговаривать с малышом. Речь взрослого должна быть четкой, внятной, ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком. После того, как ребенок научился различать предметы, важно показывать предметные картинки. Необходимо читать сказки, стихи с картинками, где каждое слово, действие иллюстрируется. Ребенка нельзя ругать за неправильно произносимые слова, нельзя запрещать ребенку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: «Скажи – кошка, скажи – ложка». Это может спровоцировать невротические реакции. Очень важно соблюдать режим дня.
Не надо пытаться ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не следует перегружать его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту. Итогом любых занятий должно быть поощрение, даже если результат - минимальный.
Многие родители часто игнорируют речевые отклонения, надеются, что все само нормализуется. Но, к сожалению, есть нарушения, с которыми без помощи специалистов родителям не справиться. Только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи малыша, поставит правильный диагноз, найдет верные пути коррекции речевых недостатков. Упущенное время наверстать сложно. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, социальной адаптации. И только совместные действия родителей и специалистов дадут положительный результат.