kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идет речь об упражнениях, которые можно применять для развития межполушарного взаимодействия как у детей, так и у взрослых

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи


Разработала: учитель – логопед

МБДОУ детский сад № 2 г. Орла

Е.Н. Харина


Цель : познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - с кинезиологией.

Задачи:

• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

• заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

• повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Практика показывает, что в последние годы увеличивается количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Поэтому педагоги, в частности учителя-логопеды, ищут и используют новые методы и приемы в коррекционной работе. Одна из методик, которую я активно использую в своей деятельности – кинезиологические упражнения.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8,5 лет.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

 - Проблемы в письме.

- Проблемы в устной речи.

- Трудности в запоминании информации.

- Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

- Сложность в восприятии учебной информации.

 Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

• Зеркальное написание букв и цифр.

• Трудности звукопроизношения.

• Неловкость движений.

• Агрессия.

• Плохая память.

• Отсутствие познавательной мотивации.

Причины

- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).

- Родовые травмы.

- Болезни ребёнка в первый год.

- Длительный стресс.

- Общий наркоз.

- Малоподвижный образ жизни.

Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест, который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека.

Для прохождения данного теста необходимо взять карандаш и бумагу, после прохождения каждого задания - отмечать результат, записывая его на бумаге.

  1. Сплетите пальцы рук в замок.

Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П». Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

  1. Проба Розенбаха.

Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П». Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

  1. Поза Наполеона.

Скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

  1. Поаплодируйте.

Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

  1. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

А теперь посчитайте какое именно полушарие преобладает у вас.

• В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице.

Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы. Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.

«Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

Я предлагаю выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

3.  «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

4. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

5. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

При проведении упражнений обязательное условие – передача положительных эмоций. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!


Список используемой литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.

2. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений / А.В. Семенович – М.: Просвещение, 2002 г.

3. Сиротюк, А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии / А.Л. Сиротюк – М.: Аркти, 2003г.

4. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления    межполушарного   взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2021/12/13/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Харина Елена Николаевна

Дата: 28.02.2024

Номер свидетельства: 646528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства