Развитие графомоторных навыков у младших школьников.
Развитие графомоторных навыков у младших школьников.
Высокий уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей готовности к школьному обучению: достаточное развитие связной речи, умение логически рассуждать, хорошая память, произвольное внимание, сформированная координация движений пальцев рук. Всё это является базой хорошего обучения и освоения навыка письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие графомоторных навыков у младших школьников.»
Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Высокий уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей готовности к школьному обучению: достаточное развитие связной речи, умение логически рассуждать, хорошая память, произвольное внимание, сформированная координация движений пальцев рук. Всё это является базой хорошего обучения и освоения навыка письма. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, эмоциональное состояние. К сожалению, проблема развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста всегда была актуальной и сейчас является таковой.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Для хорошего развития мелкой моторики нужно, чтобы мышцы рук были достаточно крепкими и тогда у ребенка успешно будет формироваться один из базовых школьных навыков - навык письма. И это одна из задач родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.
Вот некоторые виды заданий для развития мелкой моторики:
– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из стакана;
– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
– продевание нитки в иголку;
– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
стирание ластиком нарисованных предметов;
«рисование» ножницами (резать бахрому — до определенной черты);
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков…
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой иногда родители узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. И таким образом, родители будут решать две задачи:
косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
готовить ребенка, его руку, к овладению навыком письма,
чтобы в будущем избежать определенных проблем в школьном обучении.
Письмо - сам по себе сложный навык, а письмо первоклассника - это продукт работы мелких мышц руки, зрительного и слухового аппарата, произвольного внимания, руководимый мозгом. Поэтому важно развивать у ребенка графомоторный навык.
Графомоторный навык – это определенное положение и движение пишущей руки, которое позволяет копировать узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать, проводить определенные линии, писать.
Графмоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, плавность, ритмичность и определенный темп движений, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др… . Кроме того, важно достаточное развитие других процессов, без которых не получится ни рисовать, ни писать: старание, восприятие, внимание, зрительно-двигательная координация, память, мышление… .
Процесс письма сложен и психологически, и физиологически. Если первоклассник будет испытывать серьёзные трудности в овладении умением писать, то это может привести к дезадаптации: негативному отношению к учёбе, тревожности.
В задачи графомоторики входит:
зрительное восприятие заданного материала;
сосредоточенность и внимание;
память;
правильное удерживание карандаша или ручки;
соответствующий нажим ручки при письме;
ритмичность и плавность движений;
точность в обведении/проведении линий;
двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование/письмо, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д..
Обращаю внимание, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение ребенка новым двигательным тонко координированным действиям.