Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта»
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Упражнение 1.
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2.
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3.
Дети зажимают ручку (или карандаш) средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4.
На столе лежат 10-15 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая) надо собрать в кулак карандаши( палочки), беря их по одному, затем положить карандаши (палочки) на стол, кладя их по одному.
Упражнение «Пружинка»
Исходное положение:
Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Содержание упражнения:
Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Дозировка:
2-3 раза для каждой комбинации пальцев.
Упражнение «Спускаемся по лесенке»
Исходное положение:
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.
Содержание упражнения:
Перехватить ручку снизу другой рукой.
Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Дозировка:
2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.
Упражнение «Насос»
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.
Содержание упражнения:
Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.
Дозировка:
До 5 раз с расслаблением кисти руки.
Упражнение «Качели»
Исходное положение:
Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Содержание упражнения:
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
Дозировка: 2-3 раза.
Упражнение «Прижми к ладошке»
Исходное положение:
Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Три остальных пальца находятся над катушкой в свободном положении.
Содержание упражнения:
По команде взрослого прижать катушку к ладони. Затем, тоже по команде, выдвинуть ее вперед как можно дальше.
Дозировка:
Повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.
Упражнение «Штанга»
Исходное положение:
Ладонь с разведенными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.
Содержание упражнения:
Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.
Дозировка:
Повторить подъем «штанги» (катушки) 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.
Упражнение «Подъемный кран»
Исходное положение:
Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на ее перекладине.
Содержание упражнения:
Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.
Дозировка: Повторить подъем 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.
Пальчиковые игры
«Пальчики»
Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:
- Наши пальчики, как ноги,
- Побежали по дороге.
- Очень быстро мы бежали,
- Но споткнулись и упали.
***
«КОЛЬЦА» Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия — синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать.
***
«ЗАМОК» Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок, Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями) Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами), Потянули, потянули И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
***
«ПАЛЬЧИКИ-ТРУЖЕНИКИ»
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!
***
« ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ»
Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.
***
«В ГОСТИ К БОЛЬШОМУ ПАЛЬЧИКУ»
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.
***
«УТЯТА»
Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Раз-два — шли утята. Три-четыре — за водой. А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался — Громко-громко запищал: — Пи-пи-пи! — Не пищи! Мы тут рядом, поищи!
***
«БАРАНЫ»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои,Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.
***
«КАПИТАНЫ»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.