Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия". 1 класс. Программа 7.2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ /_______________/
Протокол №____
от «___» _________ 201__г.
«Рассмотрено»
На педагогическом совете
Протокол №____
от «___» _________ 201__г.
«Утверждено»
Директор
____________/________________/
Приказ №_________
от «___» _________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Коррекционный курс «Логопедические занятия».
Вариант 1
Солошина Н. Д.
Класс: 1В, группа 1
Срок реализации: 1 год
Год составления: 2019
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________ /________________/
«___» _________ 201__г
г. Комсомольск-на-Амуре
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. На 1 сентября 2019 года нет рекомендованных Министерством образования и науки примерных рабочих программ по данному курсу. В связи с этим логопедическая работа с обучающимися по варианту 7.2 нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей и строится c учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (№ 1598 от 19.02.2014) и Постановления от 10.07.2015 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»».
Весь коррекционно-развивающий процесс строится в соответствии со следующими документами:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 15;
- Учебный план МОУ СОШ № 15 на 2019-2020 учебный год;
- Календарный график учебного процесса МОУ СОШ № 15 на 2019-2020 учебный год;
- утверждённое расписание учебных занятий на 2019-2020 учебный год.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» предполагает проведение коррекционно-развивающих занятий при делении класса на две группы и составление отдельной рабочей программы (вариант 1 и вариант 2) для каждой группы. Обучающиеся в каждой группе объединены схожестью симптомов в структуре речевого дефекта. Так, в 1 группе проводится 1 коррекционно-развивающее занятие 1 раз в неделю. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
В календарно-тематическом планировании указано примерное количество часов по каждой теме, так как коррекционное сопровождение носит варьируемый характер и зависит от степени тяжести речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, а также от степени усвоения той или иной темы. Также важно учесть, что небольшое количество коррекционно-развивающих занятий данного курса в учебном году частично компенсируется подгрупповыми и индивидуальными логопедическими занятиями по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
С учётом календарного графика учебного процесса и расписания занятий, количество часов на изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» в 1 классе составит:
Период
По календарному графику учебного процесса (количество недель)
Часов в неделю по учебному плану
Максимально возможное количество часов за четверть
(в соответствии с учебным планом)
Дни проведения занятия по расписанию
Количество часов с учетом календарного графика учебного процесса и расписания занятий
Процент отставания
Пояснения по факту количества часов
1 четверть
8 нед. 0 дней
1
8
Ср
8
0
2 четверть
8 нед. 0 дней
1
8
Ср
8
0
3 четверть
9 нед. 0 дней
1
9
Ср
9
0
4 четверть
8 нед. 0 дней
1
8
Ср
8
0
Итого (год)
33 нед.
33
33
33
0
Содержание коррекционного курса "Логопедические занятия", 1 класс
В соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР, выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в ПрАООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– расширение представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
В соответствии с выделенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР, направлениями логопедическая работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи.Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи.Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
Курс «Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает, в первую очередь, занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Обучающиеся учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».
Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по теме урока.
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.
Курс «Логопедические занятия» составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
Распределение часов по разделам:
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Развитие лексической стороны речи
9
2
Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения
17
3
Формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков
5
4
Итоговая диагностика
2
Итого
33
Тематический план работы при реализации коррекционного курса "Логопедические занятия", 1 класс
№ п/п
Раздел
Тема занятия
Виды учебной деятельности
Дата
1
Развитие
лексической
стороны речи
(9 ч.)
Слово как единица речи
Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов.
04.09
2
Слова - названия предметов
Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.
11.09
3
Слова - названия действий
Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря.
18.09
4
Слова – названия признаков предметов
Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов.
Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (РАСПРОСТРАНЕНИЕ).
02.10
6
Лексическая тема «Школа»
Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.
09.10
7
Слова с обобщающим значением
Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье - ?
16.10
8
Лексическая тема «Как ты познаешь мир»
Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.
23.10
9
Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».
Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.
06.11
10
Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения (17 ч.)
Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения
(продолжение)
Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.
Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.
13.11
11
Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных
(2 ч.)
Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с графическими схемами. Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.).
20.11
12
27.11
13
Ударные и безударные слоги
(2 ч.)
Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного.
Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.
04.12
14
11.12
15
Звуковой состав слова
(2 ч.)
Определение звукового состава слов.
Гласные и согласные звуки в составе слова. Оценка роли отдельных звуков в отражении значений слов. Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком. Упражнения в определении звукового состава слов:
а) выделение звука на фоне слова,
б) вычленение первого и последнего звука из слова,
в) определение места звука в слове,
г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова.
Составление графических схем звукового состава слов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.
18.12
16
25.11
17
Лексическая тема «Зима»
Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки.
15.01
18
Образование звуков речи
Выделение неречевых звуков из окружающей действительности. Различение голосов птиц, животных. Звукоподражание. Сравнение неречевых и речевых звуков. Наблюдение за работой органов речи (органы артикуляции, голосообразования, дыхания). Выделение речевых звуков из звучащих слов (а, о, и, ы, у).
22.01
19
Гласные звуки.
Звуки и буквы а, А, о, О, и, И, ы, у, У (2 ч.)
Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Сравнение написания изученных букв.
29.01
20
05.02
21
Согласные звуки (2 ч.)
Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции.
12.02
22
26.02
23
Звуко-слоговой анализ и синтез (2 ч.)
Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов.
Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления, сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении.
04.03
24
11.03
25
Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е (2 ч.)
Дидактические упражнения «Найди твёрдые и мягкие согласные», «Вставь буквы а/я, о/ё, э,/е, ы/и, ю/у», «Допиши названия детёнышей» и т.д.
18.03
26
01.04
27
Формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков
(5 ч.)
Формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков
(продолжение)
Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»)
Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию и выбор соответствующего изображения из ряда представленных на наборном полотне картин. Работа с повествовательным текстом о весенних забавах и делах детей (с опорой на серию сюжетных картин), анализ его содержания (ориентировка на смысл отдельных предложений текста). Придумывание названия текста. Вывод о признаках текста: 1) текст состоит из предложений; 2) предложения связаны между собой по смыслу; 3) текст может иметь название – заголовок.
08.04
28
Предложение
Выделение предложения из структуры текста. Определение словесной структуры предложения. Составление графических схем словесного состава предложений. Упражнения по реконструкции предложений путем замен входящих в них слов.
Составление предложений:
а) по сюжетным картинкам разной смысловой сложности;
б) по картинкам и опорным словам;
в) по опорным словам.
15.04
29
Словосочетание
Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда. Составление словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме; б) в начальной форме. Соотнесение форм слов, входящих в словосочетание. Определение правильного и ошибочного сочетания слов.
22.04
30
Словоизменение
Упражнения в анализе изменения смысла словосочетаний, предложений и текста при изменении форм слов.
Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки.
29.04
31
Словообразование
Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательноым значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование глаголов совершенного вида). Работа по уточнению значений новых слов.
06.05
32
Итоговая
диагностика
(2 ч.)
Диагностическое занятие
(2 ч.)
Обследование звукопроизношения;
обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
обследование лексической стороны речи;
обследование грамматического строя речи;
обследование связной речи;
обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).
13.05
33
20.05
Планируемые результаты изучения коррекционного курса "Логопедические занятия", 1 класс
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
умение называть синонимы и антонимы;
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
использовать формулы речевого этикета в диалоге;
умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Ресурсное обеспечение реализации коррекционного курса "Логопедические занятия", 1 класс
Основная литература
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Дополнительная литература
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.