Просмотр содержимого документа
«Проект "Будем с грамотой дружить"»
ПРОЕКТ (практико-ориентированный) Тема: «Будем с грамотой дружить»
Актуальность проекта
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям:
страдает фонетическая сторона речи
слоговая структура слова
словарный запас и грамматический строй речи
невозможно становление звукового анализа и синтеза
что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии
Тип проекта
По составу участников: индивидуально-подгрупповой
По сроку реализации: долгосрочный (1 год)
По целевой установке: практико – ориентированный
Участники проекта: дети подготовительной группы, посещающие логопедический пункт, родители, воспитатели,
Возраст детей: 5-6 лет с ФФНР, ОНР III уровня
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недоразвитие фонематической стороны речи у детей 5-6 лет
Цель проекта: формирование фонематического слуха у детей 5-6 лет лет посредством дидактических игр
Задачи
Для детей:
Развивать слуховое восприятие
Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов
Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Обучать слогоделению.
Познакомить с буквами.
Для педагогов:
Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.
Для родителей:
Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Предполагаемые результаты
Для детей
Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога.
Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
Делить слова на слоги.
Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости.
Определять позицию звука в слове.
Знать буквы русского алфавита.
Для педагогов
Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Для родителей
Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей
Продукт проекта
Для логопеда
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 5-6 лет лет
Для детей
Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь»
Для педагогов
Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, консультации.
Для родителей
Фотоколлаж «Мы играем», папки-передвижки, буклеты игр
Формы работы с детьми:
Дидактические игры и упражнения
Работа в тетрадях
Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»
Игры с детьми направлены на: развитие слухового восприятия, оценку и восприятие ритмов, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, определение позиции звука в слове, дифференциация звука в слове, знакомство с буквами.
Формы работы родителями и педагогами:
Анкетирование
Мастер-класс
Логопедический практикум
Папки-передвижки
Семинар-практикум
Школа речевого развития
Родительские собрания
Консультации
Этапы реализации проекта
Диагностический (логопедическое обследование)
Основной (реализация проекта)
Заключительный
1 этап Диагностический
Сроки проведения
Вид деятельности
Сентябрь
(с 1 по 15 )
Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми
2 этап Основной (в течение учебного года) работа с детьми
Сроки проведения
Вид деятельности
работа с детьми
Сентябрь-май
Дидактические игры и упражнения
Сентябрь-май
Работа в тетрадях, оформление коллективного альбома «Моя любимая буква»
Май
Итоговое мероприятие «В гости к Азбуке»
Работа с педагогами
Сентябрь-октябрь
Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей
октябрь
Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей»
ноябрь
Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»
декабрь
Логопедический практикум «Звуковой анализ слова»
февраль
март
Семинар-практикум «Уроки фонетики»
Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста»
Апрель
Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Беседы с родителями
Октябрь
Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», Буклет для родителей «Работа в домашних тетрадях по заданию логопеда»
Ноябрь
Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи»
Декабрь
Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…»
Январь
Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение
Февраль
Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников»
Март
Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами»
Апрель
Консультация«Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?»
Май
Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем»
3 этап Заключительный
Месяц
Для детей
Для педагогов
Для родителей
Апрель-май
Итоговое занятие «В гости к Азбуке
Анкетирование
Итоговое родительское собрание «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», анкетирование
Литература:
Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000
Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991
Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999
Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6
Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998
Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994