Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.
Цель программы:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи.
Задачи программы:
-формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
-приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
-совершенствование графических навыков;
-развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
-воспитание интереса к родному языку.
Данная Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного слоавря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.»
Казенное образовательное учреждение Омской области
по предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса адаптивных
образовательных учрежденийдля детей с нарушением интеллекта.
Составила: Сухина Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Обучению письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Каждый урок должен быть построен с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционая работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.
Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций.
Цель программы:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи.
Задачи программы:
-формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
-приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
-совершенствование графических навыков;
-развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;
-воспитание интереса к родному языку.
Данная Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного слоавря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Основными блоками программы являются:
Звуки и буквы. В 3 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова .
Слово. В процесс е практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
В 3 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
При реализации данной программы необходимо учитывать индивидуальные психофизические особенности младших школьников с нарушением интеллекта. Учебный материал должен преподноситься дозировано, в доступной занимательной форме.
Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.
Программой предусмотрены занятия 5 часов в неделю (всего170 часов в год).
Тематический план
№
п/п
Перечень тем:
Кол-во часов
1
Повторение.
12
2
Звуки и буквы.
91
а) Порядок букв в русской азбуке
3
б)Гласные и согласные звуки и буквы
7
в) Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я
6
г) Ударение в слове
10
д) Слог как часть слова
8
е) Перенос слов при письме
7
Ж) Твердые и мягкие согласные.
7
З) Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова
7
И) Гласные после шипящих
10
К) Парные звонкие и глухие согласные
12
Л) Разделительный мягкий знак (ь)
7
3
Слово
56
а) Название предметов
8
б) Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц
6
в) Названия действий
16
г) Слова, обозначающие названия признаков
14
д) Предлоги
12
4
Предложение
14
Содержание программы
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке несколько слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные
ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при
обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ща,
чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб-грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их
в тексте, различать по вопросам к т о? ч т о? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая
буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам ч т о д е л а е т? ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л? ч т о б у д е т д е л а т ь? ч т о с д е л а е т?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: к а к о й? к а к а я? к а
к о е? к а к и е?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества). В тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление
предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о? или ч т о?), родительного падежа (к о г о? или ч е г о? нет у к о г о?), дательного падежа (к о м у? ч е м у?), предложного падежа (г д е? с предлогами в и на, о к о м? о ч е м?), творительного падежа (к е м? ч е м?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать
ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более
легких случаях – самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью
предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением
темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа – и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа – л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа – б, ф. ю, ф, в, д. з;
4-я группа – с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа – э, х, ж, к;
Письмо заглавных букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, Ф;
2-я группа – О, С, З, Х, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа – У, Н, Л, Ю, Р, В;
4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с
союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по
картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный , 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.
2. Учебник Аксёнова А.К.,Якубовская Э.В,., Русский язык: Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва, «Просвещение», 2011.- 237с.:
3. Рисунки, иллюстрации.
4. Интерактивная доска, ЦОР
5. Настольные игры.
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
гласные и согласные;
правила написания предложения;
знать названия предметов, действий, признаков;
правописание собственных и нарицательных имен;
правописание предлогов.
Для контроля над освоением программного материала используются в основном тематические и итоговые контрольные работы.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания и контрольного диктанта.
Формы контроля результативности
Класс
Формы контроля
Планируе-мая дата
3
1.Контрольный диктант «Предложение».
15.09
2.Контрольный диктант «Гласные и согласные звуки и буквы»
08.10.
3.Контрольный диктант за I четверть
29.10
4.Контрольный диктант «Перенос слов при письме».
25.11
5.Контрольный диктант за II четверть
15.12
6.Контрольный диктант «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
28.01
7.Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак»
09.02.
8.Контрольный диктант «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».
29.02
9.Контрольное списывание по теме: «Названия действий»
21.03
10.Контрольный диктант за 3 четверть
22.03
11.Контрольный диктант «Слова, обозначающие названия признаков».
19.04
12.Контрольный диктант 0 «Предлоги».
06.05.
13.Контрольный диктант за 4 четверть
23.05.
14.Контрольный диктант за год
26.05.
Критерии и нормы оценки знаний,уменийи навыков учащихся.
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс — 8-10 слов;
II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
IIIкласс — 20-25 слов;
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 - 5 ошибок;
«2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
II. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ; допускает единичные ошибки;
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые исправляетс помощью учителя;
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и последовательно; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал,не использует помощь учителя. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Календарно-тематическое планирование
№
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Кол-во час
Планируе-мые
сроки
Факт. сроки
Коррекционные цели
Планируемые результаты
Упражнения для развития речи
Планируемые результаты
Упражнения для развития речи
Знания
Умения
I. Повторение. Предложение.(12 часов)
1-2
Употребление простого предложения, Большая буква в начале предложения и точка в конце.
2
01.09
02.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь выделять предложения из речи и текста.
Работать с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами.
3
Установление порядка слов в предложении.
1
03.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Уметь дополнять пред-я подходящими по смыслу словами.
4
Выражение в предложении законченной мысли. Выделение предложений из текста.
1
04.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме).
Грамотно и правильно читать текст в соответствии с утвержденными нормами.
5
Составление предложений по вопросам. Письмо по памяти.
1
07.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Уметь составлять предложения по картинкам.
Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением интонации, пауз, логического ударения, для передачи точного смысла высказывания).
6-7
Составление предложений к картинкам.
2
08.09
09.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце
Уметь составлять предложения по схемам.
8
Последовательный порядок предложений в тексте. Смысловая связь предложений.
1
10.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь выделять предложения из речи и текста.
9
Составление предложений используя вопросы.
1
11.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Уметь составлять предложения по вопросу.
Правильное и осознанное чтение вслух
10
Составление предложений по опорным схемам.
1
14.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь составлять предложения по картинке.
Составление предложений по картинке.
11
Контрольный диктант №1 «Предложение».
1
15.09
Контроль полученных знаний
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце
Уметь составлять простые предложения, употреблять их в речи.
I-II Правильное чтение небольшого текста
12
Работа над ошибками.
«Предложение».
1
16.09
коррекция полученных знаний
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь выделять предложения из речи и текста.
Нахождение ошибок в работе и их исправление.
II. Звуки и буквы ( 32 часа)
13
Звуки и буквы. Количество звуков и букв в словах.
1
17.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать отличие звука от буквы.
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Заучивание стихотворения
14
Определение звуков и букв словах.
1
18.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать отличие звука от буквы.
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Загадки
15
Слова сходные по звучанию.
1
21.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Чтение слов и предложений
16
Сходные по буквам слова.
1
22.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Чтение слов и предложений
17
Написание слов, отличающихся одним звуком
1
23.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать отличие звука от буквы.
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
. Чтение слов и предложений
18
Составление и письмо слов, отличающихся одним звуком
1
24.09
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать отличие звука от буквы.
Уметь составлять слова.
Чтение слов и предложений
19
Составление предложений по картинке
1
25.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило оформления предложения при письме
Уметь составлять предложения по картинке
Составление предложений по картинке
а) Порядок букв в русской азбуке.(3ч)
20
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.
1
28.09
Развитие умения классифицировать,
Знать порядок букв в русской азбуке.
Уметь располагать несколько слов в алфавитном порядке
Загадки
21
Расположение слов в алфавитном порядке.
1
29.09
Развитие умения классифицировать,
Знать порядок букв в русской азбуке.
22
Составление и письмо предложений
1
30.09
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило оформления предложения при письме
Уметь составлять предложения по картинке
Составление предложений по картинке
б)Гласные и согласные звуки и буквы.( 7ч)
23
Гласные звуки и буквы. Словообразующая роль гласных.
1
01.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать гласные буквы.
Уметь различать гласные звуки и буквы.
Загадки о буквах
24
Согласные звуки и буквы.
1
02.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать согласные буквы.
Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.
Загадки о буквах
25
Выделение в словах согласных и гласных букв.
1
05.10
Развитие умения классифицировать,
Знать согласные и согласные буквы.
26
Сопоставление гласных и согласных звуков.
1
06.10
Развитие умения классифицировать,
Знать согласные и гласные буквы.
Заучивание стихотворения
27
Составление предложений по картинке
1
07.10
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать правило оформления предложения при письме
Составление предложений по картинке
Уметь составлять предложения
28
Контрольный диктант № 2 «Гласные и согласные звуки и буквы»
1
08.10
Контроль полученных знаний
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь писать под диктовку
29
Работа над ошибками
«Гласные и согласные звуки и буквы»
1
09.10
коррекция полученных знаний
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь находить ошибки в работе и их исправлять
. Нахождение ошибок в работе и их исправление
в) Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я.(6ч)
30
Гласные буквы И, Е в начале слова
1
12.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать гласные буквы
Уметь выделять гласные И, Е.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
31
Гласные буквы И, Е после гласных
1
13.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Уметь выделять гласные И, Е.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
32
Гласные буквы Ё, Ю.
в начале слова
1
14.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Уметь выделять гласные
Ё, Ю.
Загадки о буквах
33
Гласные буквы Ё, Ю после гласных
1
15.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Уметь выделять гласные
Ё, Ю
Загадки о буквах
34
Гласные буквы Я, Э в начале слова
1
16.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Уметь выделять гласные
Я, Э
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
35
Гласные буквы Я, Э после гласных
1
19.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать гласные буквы
Уметь выделять гласные
Я, Э
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
г) Ударение в слове.(10ч)
36
Ударение в слове. Знак ударение.
1
20.10
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
37
Гласные ударные и безударные.
1
21.10
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
чтение текста
38
Упражнения в постановке ударения в словах.
1
22.10
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
39
Составление предложений по вопросам.
1
23.10
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать пр. написания предложения: большая буква - в начале пред-я, точка – в конце
Уметь отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
40
Постановка ударения в словах - родственниках
1
26.10
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
41
Постановка ударения в словах - родственниках
1
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
42
Упражнения в постановке ударения в словах.Письмо предложений.
1
28.10
29.10
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
43
Упражнения в постановке ударения в словах.Письмо предложений.
1
29.10
30.10
Развитие мелкой моторики;
Коррекция активного словаря
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
44
Контрольный диктант за I четверть
1
29.10
27.10
Контроль полученных знаний
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
45
Работа над ошибками за I четверть
1
30.10
28.10
коррекция полученных знаний
Знать: ударение в слове может быть только одно.
Уметь различать гласные ударные и безударные
д) Слог как часть слова.(8ч)
46
Слог как часть слова.
2
09.11
10.11
Коррекция и развитие активного словаря
Знать гласные буквы
Уметь определять количество слогов в слове по количеству гласных.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями.
47
Слогообразующая роль гласных.
1
11.11
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать гласные буквы
Уметь
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
определять количество слогов в слове по количеству гласных.
48
Деление слов на слоги.
1
12.11
Коррекция и развитие активного словаря
Знать гласные буквы
У. делить слова
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
на слоги.
49
Упражнение в делении слов на слоги
1
13.11
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать гласные буквы
У. делить слова
на слоги.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
50
Работа с деформированным текстом
1
16.11
Коррекция и развитие активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь располагать предложения по смыслу.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
51
Составление предложений по картинкам
1
17.11
Коррекция и развитие активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь составлять предложения по картинкам
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
е) Перенос слов при письме.(7ч)
52
Перенос части слова при письме.
1
18.11
Развитие и коррекция умения анализировать путём звуко-буквенного анализа
Знать правило переноса части слова.
Уметь переносить части слова при письме
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
53
Правило переноса, где слог – гласная буква.
1
19.11
Развитие и коррекция умения анализировать
54
Деление слов на слоги для переноса.
1
20.11
Развитие и коррекция умения анализировать
Знать правило переноса части слова.
Уметь переносить части слова при письме
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
55
Упражнения в переносе слов.
1
23.11
Развитие и коррекция умения анализировать
Знать правило переноса части слова.
Уметь переносить части слова при письме
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
56
Составление слов и предложений
1
24.11
Коррекция и развитие активного словаря
Знать правило написания предложения:
большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь составлять предложения по картинкам
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
57
Контрольный диктант №4 «Перенос слов при письме».
1
25.11
Контроль полученных знаний
Знать правило переноса части слова.
Уметь переносить части слова при письме
58
Работа над ошибками.
«Перенос слов при письме».
1
26.11
коррекция полученных знаний
Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
Уметь составлять рассказ по картинке.
Ж) Твердые и мягкие согласные.(7ч)
59
Твердые и мягкие согласные (понятие)
1
27.11
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать правописание
твердых и мягких согласных.
Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
60
Различение твердых и мягких согласных при произношении и при письме
1
30.11
Развитие и коррекция фонематического слуха
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
61
Обозначение твердости согласных гласными буквами а, о, у, ы,
1
01.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
62
Обозначение мягкости согласных гласными е, ё, ю, я, и.
1
02.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
63
Различение твердых и мягких согласных
1
03.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
64-65
Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.
2
04.12
07.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать правописание твердых и мягких согласных.
Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, написании.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
З) Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.(7 часов)
66
Мягкий знак на конце слов. Обозначение мягкости
1
08.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).
Сравнивать.
67
Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными (шест-шесть)
1
09.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).
68
Мягкий знак в середине слова. Обозначение мягкости
1
10.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).
69
Мягкость согласных перед гласными и, ю,я, е, ё и буквой ь.
1
11.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).
70
Упражнение в написании слов с Ь
1
14.12
Коррекция внимания
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова
Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Уметь выражать свои мысли (монологическая речь).
71
Контрольный диктант за II четверть
1
15.12
Контроль полученных знаний
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова
Уметь писать под диктовку
72
Работа над ошибками.
за II четверть
1
16.12
коррекция полученных знаний
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова
И) Гласные после шипящих.(10ч)
73-74
Правописание
жи – ши.
2
17.12
18.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция мелкой моторики
Знать правописание жи – ши.
Уметь правильно писать сочетания жи – ши.
Скороговорки
загадки
75-76
Правописание
ча – ща.
2
21.12
22.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция мелкой моторики
Знать правописание ча – ща.
Уметь правильно писать Скороговорки
загадки сочетания ча – ща.
Скороговорки
загадки
77-78
Правописание
чу – щу.
2
23.12
24.12
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция мелкой моторики
Знать правописание чу – щу.
Уметь правильно писать сочетания чу – щу.
Уметь выражать свои мысли
79
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
1
25.12
Коррекция внимания
Знать правописание изученных словарных слов
Уметь пользоваться словарем, данным в учебнике.
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.
80-81
Правописание гласных после шипящих, слов с твердыми и мягкими согласными.
2
11.01
12.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция мелкой моторики
Знать правописание ча – ща.чу-щу,жи-ши
Уметь правильно писать Скороговорки
загадки сочетания
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли.
82
Составление предложений по картинкам
1
13.01
Коррекция внимания
Знать правописание изученных словарных слов
Уметь составлять предложения
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли
К) Парные звонкие и глухие согласные.(12ч)
83
Парные звонкие и глухие согласные.
2
14.01
15.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать парные звонкие и глухие согласные
Уметь различать парные зв. и глух. согласные.
Скороговорки
загадки
84
Различие слов с парными звон. и глух. согласными Б-П, Д-Т, К-Г.
1
18.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Уметь различать парные звонкие и глухие согласные: Б-П, Д-Т, К-Г.
Скороговорки
загадки
85
Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш,
З-С, В-Ф.
1
19.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать парные звонкие и глухие согласные
Уметь
Скороговорки
загадки
различать парные звонкие и глухие согласные: Ж – Ш, З-С, В-Ф
86
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
1
20.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.
Скороговорки
загадки
87
Правила проверки написания слов с парными согласными на конце слова
1
21.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Уметь сопоставлять согласные буквы на конце слова и перед гласными.
Скороговорки
загадки
88
Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.
1
22.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Скороговорки
загадки
89-90
Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце.
2
25.01
26.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Уметь объяснять правописание звонкой и глухой согласной на конце слова
Скороговорки
загадки
91
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
1
27.01
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путём изменения формы слова.
Скороговорки
загадки
92
Контрольный диктант №6 «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
1
28.01
Контроль полученных знаний
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
93
Работа над ошибками.
«Звонкие и глухие согласные на конце слова».
1
29.01
коррекция полученных знаний
Знать правило написания предложения: большая буква- в начале предложения, точка – в конце.
Уметь составлять рассказ по вопросам.
Л) Разделительный мягкий знак (ь).(7ч)
94
Понятие о разделительном мягком знаке.
1
01.02
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать значение разделительного мягкого знака
Уметь читать слоги и слова с разделительным Ь знаком.
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли
95
Сравнение по смыслу, произношению, написанию слов с разделительным мягким знаком и без него.
1
02.02
Коррекция умения сравнивать, классифицировать
Знать значение разделительного мягкого знака
Уметь читать слоги и слова с разделительным Ь знаком.
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли
96
Правило переноса слов с разделительным Ь знаком.
1
03.02
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правило переноса части слова
Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
97
Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.
1
04.02
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Знать правописание разделительного мягкого знака.
Уметь писать слова с разделительным Ь знаком.
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли
98-99
Правописание слов с разделительным Ь знаком.
2
05.02
08.02
Развитие и коррекция фонематического слуха
Коррекция внимания
Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
100
Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак»
1
09.02
Контроль полученных знаний
Знать правописание Ь мягкого знака
Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком.
III. Слово. (56ч)
а) Название предметов.(8ч)
101
Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что?
1
10.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
102
Классификация слов, обозначающих названия предметов различных родовых групп.
1
11.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Уметь различать слова, обозн названия предметов, по вопросам кто? что?
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
103
Употребление названий предметов в различных формах (кто где?, что где?, кого?, что?)
1
12.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
104
Употребление названий предметов в различных формах( кому?,чему?кем?, чем?)
1
15.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
105-106
Употребление названий предметов в различных формах( кого?, чего?)
2
16.02
17.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Уметь правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи с другими словами в предложениях
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
107-108
Выделение из текста названий предметов при помощи вопросов.
2
18.02
19.02
Коррекция и развитие активного словаря
Знать названия предметов.
Уметь различать слова, обозн названия предметов, по вопросам кто? что?
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
б) Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.(6ч)
109
Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
1
22.02
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать правописание имён собственных.
Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
110
Дифференциация слов типа Белка (кличка животного)- белка (название животного).
1
24.02
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать правописание имён собственных
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
111
Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.
1
25.02
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать свой домашний адрес, адрес школы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
112
Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках, в названиях городов, сел. Закрепительные упражнения.
1
26.02
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать правописание имён собственных.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
113
Контрольный диктант №8 «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».
1
29.02
Контроль полученных знаний
Знать правописание имён собственных.
Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.
114
Работа над ошибками.
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».
1
01.03
Коррекция полученных знаний
Знать изученные орфограммы.
Уметь анализировать орфограммы, распознавать слова на изученные правила.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
в)Названия действий.(16ч)
115
Понятия о словах, которые обозначают названия действий.
1
02.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
116-117
Выделение слов, обозначающих действия предметов по вопросам.
2
03.03
04.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
118
Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов
1
07.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
119
Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.
1
09.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь находить в тексте слова, обозначающие названия действий.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
120-121
Изменение формы слова в зависимости от вопроса (что делал? , что сделал?, что сделает?).
2
10.03
11.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь подбирать к предмету ряд действий и определять предмет по ряду действий.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
122
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
1
14.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь изменять слова,
обозначающие названия действий, по числам.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
123
Составление предложений по схеме.
1
15.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
124
Составление предложений по картинкам
1
16.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
125
Работа с деформированным текстом
1
17.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
126
Выделение слов, обозначающих действия предметов из текста.
1
18.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
127
Контрольное списывание по теме: «Названия действий»
1
21.03
Коррекция и развитие активного словаря,внимания
Знать названия действий.
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
128
Контрольный диктант за III четверть
1
22.03
Контроль полученных знаний
Знать названия действий.
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности
129
Работа над ошибками за III четверть
1
23.03
Коррекция полученных знаний
Знать названия действий.
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
130
Повторение изученного материала
1
24.03
Знать названия действий.
Уметь правильно согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Загадки
г) Слова, обозначающие названия признаков.(14ч)
131-132
Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.
2
04.04
05.04
Коррекция внимания
Знать названия признаков.
У. находить в тексте слова, обозначающие признаки и правильно относить их к словам, обозн предметы.
Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.
Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.
Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 1995.- 128с.
Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003.- 128с.
Игра для детей: Поиграем со словами/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2003г.
Крупенчук, О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.- 64с
Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
Межецкая,Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 32с
Соловьёва, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера (Библиотека журнала «Логопед»), 2009.- 64с.
Ундзенкова, А.В., Сагирова, О.В. Русский с увлечением!- Екатеринбург: Изд- во «ЛИТУР», 2003.- 264с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. – М., 1979.