kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основные направления логопедической работы с обучающимися 1 класса с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача учителя-логопеда- развитие полноценной речевой деятельности у обучающихся 1 классов. Коррекционная работа направлена на преодоление речевых и психофизических  нарушений путем проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий /2-3 раза в неделю в часы, свободные от уроков и во время уроков с учетом режима работы учреждения/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основные направления логопедической работы с обучающимися 1 класса с ЗПР"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми















Основные направления логопедической работы с обучающимися 1 класса с ЗПР













учитель-логопед: Цыпуштанова Клавдия Степановна



Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий /2-3 раза в неделю в часы, свободные от уроков и во время уроков с учётом режима работы учреждения/. Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления: 1.Коррекция звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения): - обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. - индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. - постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков. 2.Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа). 3.Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление); 4.Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов (от простого к сложному); 5.Развитие лексики (обогащение словарного запаса); 6.Развитие фонематических процессов и лексико - грамматического строя; 7.Работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте; 8.Формирование фразовой и связной речи; (простые, распространенные предложения, пересказ). Для неговорящих детей - произношение звуков и аморфных слов и выражений. 9.Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями); 10.Работа над развитием мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, обводка, штриховка….) 11.Сохранение здоровьесбережения. Этапы формирования речевых действий: 1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета, различный бросовый материал).
2. Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).
3. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
4. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка. 5. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук. 6. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
7. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
8. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Артикуляционная гимнастика Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым! Есть дети, которые не понимают инструкцию, ротик не открывают, гимнастику не выполняют, да и многое другое, поэтому на занятиях вызывают некоторые трудности, что запланировано – выполнить не удается. Учащиеся, поступившие на логопедические занятия, при обследовании не имеют уверенной координации движений пальцев рук, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.  В своей логопедической практике я уделяю огромное внимание развитию пальчиковой моторики.

В чем заключается влияние пальцев на развитие речи? Движения пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют в целом развитие речи ребёнка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо на уроках и на логопедических занятиях. В работе с детьми ставлю следующие задачи: 1.Формировать графические навыки – подготовить руку ребёнка к овладению письмом: - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость руки, ритмичность. 2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память, речь детей; - умение действовать по словесным инструкциям; - умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; - контроль за собственными действиями; - приучать учащихся работать коллективно. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Важно помнить, что все игры и задания должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребёнка.

Пальчиковая гимнастика На логопедических занятиях широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук, использую самые разнообразные приёмы, развивающие мелкую моторику: / лепка, рисование, конструирование, бросовый м-л… /. Такие занятия имеют коррекционно – развивающую направленность, которые способствуют: - развитию мыслительной деятельности; - развитию пространственно-временных представлений, лежащих в основе формирования мышления; - формированию навыков предварительного планирования; - способности к моделированию и замещению. Развитие мелкой моторики /конструирование, мозаика, лепка, выкладывание из семян, пробок, ваты, обводка, штриховка, пирамидка…/ Лепка из пластилина Работа над звуковым анализом и синтезом слов Обучение грамоте
/конструирование букв, печатание слогов, выкладывание и составление из букв слоги, из слогов - слова/ Расширение и уточнение словарного запаса слова Развитие фразовой и связной речи
/по картинке, серии сюжетных картинок, рассказ стихов и чистоговорок, для неговорящих – повторение гласных звуков и аморфных слов/ Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности. Что я и делаю (даются задания на здоровьесбережение - не только упражнения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, но и на развитие общей моторики и гимнастику для глаз, как же использую на занятиях релаксацию) Сохранение здоровьесбережения «Здоровье – это не всё, но всё – ничто без здоровья!» Сократ /развитие общей моторики, физминутки, гимнастика для глаз, релаксация…/ Гимнастика для глаз Чтобы знания получать - нужно глазки тренировать!
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем!
Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся такой категории трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки. Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Также после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул, болезни), утрачиваются приобретённые умения, и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала. Обязательна нужна связь логопеда с родителями, учителями и воспитателями: -Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы). -Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий). -Домашние задания (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, закрепление правильного произношения дефектных звуков в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях; выполнение заданий на развитие мелкой моторики). Добиться эффективной положительной мотивации ребенка к учению может помочь: - Опора на положительное.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы. - Обогащающей эмоционально-чувственную сферу ребенка.
- Хорошее знание своих учеников, внимательное отношение к ним (нужно вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить и без того низкую работоспособность).
- Создание на занятии загадочного увлекательного мира, для зарождения познавательных и социальных мотивов. Использование в процессе логопедических занятий специализированных компьютерных технологий позволяет также повысить эффективность коррекционного обучения. Ожидаемый результат на момент окончания занятий (что должны знать и уметь обучающиеся…….) Отследить: научились ли учащиеся выполнять несложные манипуляции с предметами; стали ли активнее, любознательнее, эмоциональнее; появилась ли у них потребность к самовыражению и интерес к окружающему.

Литература

1. Набойкина, Е. Л. Сказки и игры с "особым" ребенком / Е. Л. Набойкина. - СПб. : Речь, 2006. - 141 с.

2. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети: Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. - 2-е изд. - М. : Теревинф, 2009. - 365 с.

3. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений/ 2-е изд., перераб. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 272 с. (Библиотека журнала "Логопед")






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Основные направления логопедической работы с обучающимися 1 класса с ЗПР"

Автор: Цыпуштанова Клавдия Степановна

Дата: 07.01.2022

Номер свидетельства: 596997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства