Просмотр содержимого документа
«Организация лечебно - коррекционной работы с детьми с нарушением слуха»
Организация лечебно – коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Нарушение слуха – это снижение способности человека улавливать звуки окружающей среды в частичном или полном объёме. Некоторое понижение возможности воспринимать и понимать звуки называется тугоухостью, а полная потеря способности слышать – глухотой.
Тугоухость подразделяется на:
нейросенсорную (нейросенсо́рная тугоухость — это потеря слуха, вызванная поражением звуковоспринимающего аппарата или центральных отделов слухового анализатора)
кондуктивную (кондуктивная тугоухость — это нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути: наружное ухо — барабанная перепонка — слуховые косточки среднего уха — внутреннее ухо.)
и смешанную.
Глухота, как и тугоухость, бывает врождённого и приобретённого характера.
Причины нарушения слуха
Причины нарушения слуха имеют разную природу:
Инфекционные заболевания острой природы, которым была подвержена мать ребёнка во время беременности, к которым относятся грипп, краснуха, эпидемический паротит. Повышенное артериальное давление у матери во время внутриутробного периода ребёнка также может стать причиной нарушения у него слуха.
Злоупотребления матерью во время беременности медикаментами, алкогольными напитками или наркотическими веществами.
Родовые травмы различного характера и различные отклонения при рождении:
вес младенца менее полутора килограммов;
роды, начавшиеся до тридцать второй недели;
недостаточное количество кислорода во время рождения или длительная задержка дыхания после рождения;
повреждения младенца во время родов механической природы.
Наследственные (генетические) нарушения слуха.
Инфекционные заболевания, которые были перенесены ребёнком в ранний возрастной период, а именно менингит, энцефалит, корь, краснуха, эпидемический паротит, грипп и так далее.
Определённые заболевания, к которым относятся болезнь Меньера, отосклероз, акустическая неврома, синдром Мёбиуса, множественный врождённый артрогриппоз могут послужить причиной нарушения или потери слуха.
Осложнениями после хронических воспалительных процессов уха (отитов) бывают и нарушения слуха.
Постоянное нахождение под воздействием шума в течение большого промежутка времени может вызвать потерю слуха, особенно, на высоких частотах.
Акустические травмы, а именно, нахождение в районах внезапных выстрелов и взрывов.
Последствиями аварий и различных несчастных случаев могут быть нарушения слуха.
Перенесённая химиотерапия также может послужить причиной снижения слуха.
Возрастные изменения, которым подвержены улитка и центральная слуховая система. Причём, данные процессы могут протекать незаметно уже после тридцати лет.
Особенности детей с нарушением слуха
У слабослышащих детей имеются существенные отличия психофизиологического и коммуникативного развития. Данные особенности детей с нарушением слуха мешают им развиваться с такой же скоростью, как и сверстникам, а также становятся причиной проблем в овладении знаниями, жизненно-необходимыми навыками и умениями.
Нарушение слуха у детей существенно снижает качество формирования речи и вербального мышления. При этом познавательные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в усовершенствовании и развитии.
У детей с нарушением слуха могут встречаться и иные нарушения, а именно:
Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
Различные дефекты зрения.
Дисфункция мозга минимальной степени, которая приводит к торможению общего развития психики.
Обширные поражения головного мозга, которые вызывают олигофрению.
Дефекты в мозговых системах, которые приводят к появлению детского церебрального паралича и другим нарушениям движения.
Нарушения функционирования слуховых и речевых зон в головном мозге.
Болезни центральной нервной системы и организма в целом, которые вызывают тяжёлые психические заболевания – шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и так далее.
Заболевания внутренних органов тяжёлой степени (сердца, почек, лёгких, пищеварительного тракта и так далее), которые в целом ослабляют организм ребёнка.
Серьёзная социально-педагогическая запущенность.
Существуют два вида нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери возможности воспринимать и обрабатывать звуки:
тугоухость, которой страдают слабослышащие дети,
глухота.
При тугоухости восприятие речи, но только сказанной громко, членораздельно и близко к уху, сохранено. Хотя, конечно, возможности данного ребёнка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что при ней происходит восприятие определённых тонов речи без возможности воспринимать и различать саму речь.
Различные слуховые нарушения в детском возрасте приводят к торможению и искажению развития функций речи. Но, при этом, исследователи отмечали следующий факт, что если тяжёлая тугоухость появляется в том момент, когда ребёнок уже овладел навыками чтения и письма в хорошей степени, то заболевание не приводит к дефектам развития речи. Хотя в данном случае отмечаются разнообразные нарушения, связанные с произношением.
Самые важные факторы, которые влияют на развитие речи детей с нарушениями слуха, являются:
Степень снижения слуха – дети со слуховыми нарушениями говорят хуже настолько, насколько плохо слышат.
Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха – чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушения речи, вплоть до появления глухоты.
Условия развития ребёнка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий – чем раньше применяются специальные мероприятия для развития и сохранения правильной речи, тем выше результативность.
Физическое развитие общего характера и психическое развитие ребёнка – более полноценная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным психическим развитием. У детей с ослабленным здоровьем (пассивных, вялых детей) и нарушениями в психике будут наблюдаться существенные дефекты речи.
Классификация нарушений слуха
Нарушения слуха можно разделить на несколько типов:
Кондуктивные – возникающие из-за блокировки любого качества, которая появляется во внешнем или среднем ухе. При этом звук не может нормально проникать во внутреннее ухо.
Невральные – возникают вследствие полной утраты мозгом способности воспринимать и обрабатывать электрические импульсы. В некоторых случаях мозг не может правильно расшифровать полученные сигналы. К данным нарушениям относится и «слуховая диссинхронизация» или «нейропатия».
Сенсорные – появляются, если имеются нарушения функционирования волосковых клеток внутреннего уха. Вследствие чего улитка не может в нормально улавливать звуки.
Сенсоневральные – комбинированные нарушения, при которых имеются дисфункции волосяных клеток, а также большие неточности при восприятии и обработке мозгом сигналов звуковой природы. К подобным типам нарушений относятся стойкие, потому что практически невозможно установить, как улитка и мозг участвуют в снижении слуха. Самая большая сложность в правильном диагнозе отмечается при обследовании маленьких детей.
Смешанные – к ним относятся синтез сенсоневральных и кондуктивных нарушений. При такой потере слуха звуковые сигналы не могут нормально передаваться от внешнего и среднего уха ко внутреннему, а также имеются нарушения функционирования внутреннего уха, зон мозга и невральных частей системы слуха.
Диагностика нарушения слуха
Диагностика нарушений слуха осуществляется различными специалистами – сурдологами, аудиологами, оториноларингологами.
Процедура проверки слуха выглядит следующим образом: пациент, прежде всего, проходит консультацию у сурдолога. Врачом проводится отоскопия, то есть осмотр наружного уха вместе с барабанной перепонкой. Целью данного осмотра является выявить или опровергнуть механические повреждения слухового прохода и барабанной перепонки, а также патологических состояний ушей. Данная процедура не занимает много времени, к тому же она абсолютно безболезненна.
Очень важными при осмотре являются жалобы больного, которые могут описывать различные симптомы нарушения слуха, а именно появление неразборчивости речи при общении с другими людьми, возникновение звона в ушах и так далее.
Лечение нарушения слуха
Лечение нарушения слуха осуществляется с помощью следующих методов:
Назначения лекарственных препаратов.
Использования определённых методов сурдологического и логопедического характера.
Постоянных упражнений слухового и речевого развития.
Применение аппаратов слухопротезирования.
Использование рекомендаций психоневролога для стабилизации психики и эмоциональной сферы ребёнка.
Логопедическая работа при нарушении слуха
Логопедическая работа при нарушении слуха имеет большое значение, поскольку у слабослышащих детей наблюдаются нарушения речи, связанные с произношением. Логопеды организовывают занятия таким образом, чтобы улучшить артикуляцию ребёнка и добиться естественного произнесения слов и фраз. При этом используются различные логопедические методики общего характера и выбранные специально, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Лечебно физкультурный комплекс при нарушении слуха
Существует ряд упражнений, которые применяются при патологиях слухового канала с целью улучшения его функционирования. К ним относятся специальные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щёк.
Для улучшения остроты слуха у слабослышащих детей применяются специальные упражнения, которые тренируют качество восприятия звуков.
Обучение детей с нарушением слуха
Обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специальных дошкольных и школьных учреждениях. В этих заведениях грамотные специалисты смогут оказать правильную коррекционную помощь, а также применить верные для данных детей методики обучения. В массовых школах помощь ребёнку окажут специалисты, работающие в специальных классах или группах, организованных для таких детей.
В детских садах для детей с нарушенным слухом проводится коррекционная работа с малышами, начиная от полутора – двух лет. Вниманию педагогического воздействия является общее развитие ребёнка, а именно его интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические особенности. При этом, задействуются все те сферы, которые нужно развиваются и у обычных, хорошо слышащих детей.
Учебный процесс с детьми с нарушением слуха направлен на большую работу на развитие речи, её произносительной компоненты, а также коррекцию остаточного слуха и развитие вербального и иного мышления. Учебный процесс состоит из индивидуальных и групповых занятий, использовании хоровых декламаций с сопровождением музыки. Затем подключаются занятия на развитие речи, при которых используются усилители и слуховые аппараты.
Обучение грамоте у этих детей начинается в возрасте двух лет. При этом работа проходит целенаправленно и постоянно – малыши обучаются чтению и письму с помощью печатных букв. Такие методы обучения позволяют развитие речевого восприятия на полноценном уровне, а также нормальный уровень воспроизведения речи (как и у здоровых детей) посредством письма.
Реабилитация детей с нарушением слуха
Главной задачей сурдопсихологов и сурдопедагогов, занимающихся с детьми с нарушенным слухом, является раскрытие их компенсаторных возможностей и использование данных резервов психики для полноценного преодоления дефектов слуха и получения необходимого образования, полноценной социализации, а также включению в процесс профессиональной деятельности.
Реабилитационная работа с детьми с нарушенным слухом должна вестись полноценно и начинаться как можно раньше. Это обусловлено тем, что с раннего и дошкольного возраста наблюдается отставание детей с данными проблемами от своих сверстников. Это проявляется и в недостаточном уровне развития деятельности, и в возможности коммуникации со взрослыми людьми. Также можно отметить, что у детей с нарушенным слухом происходит неправильное формирование индивидуального психологического опыта, а также торможение в созревании определённых психических функций и существенные отклонения в формировании общей психической деятельности.
Для успешной реабилитации слабослышащих детей имеет огромное значение сохранность интеллекта и познавательной сферы, а также иных сенсорных систем и систем регуляции.
В сурдопедагогике имеется устойчивая точка зрения, что возможности реабилитации глухих и слабослышащих детей практически не имеют границ. Это не зависит от степени тяжести дефекта слуха, важными является ранняя диагностика нарушения слуха и такая же коррекция педагогического и психологического характера. Самым важным временем для проведения реабилитации считается возраст о рождения до трёх лет.
Главным коррекционным моментом является речевое развитие, что помогает избежать отклонений в формировании функций психики.
Список используемой литературы
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия детей с нарушением слуха/ Л.П. Назарова – Москва: Просвещение,2001.
Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха/ Р.М. Боскис — Москва, 1988.
Ветер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения/ Г. Л. Выгодская, Э. И Леонгард. — Москва, 1972.
Речицкая Е Г. Развитие творческого воображения младших школьников (в условиях нормального и нарушенного слуха)/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. — Москва, 1999.
Развитие памяти и мышления глухих детей/ Т. В. Розанова— Москва, 1978.