Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач
Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач
Рекомендации по организации преемственности в работе логопедо ДОУ и школы. Осуществление преемственности школы и ДОУ определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе. Цель данной системы преемственности - развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка не зависимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова
Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы
в решении
коррекционных задач
Голубева Наталья Геннадьевна
учитель-логопед МОУ СОШ №4
города Ростова
город Ростов
2015
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Цель данной системы преемственности - развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
Опираясь на требования начальной школы, с которыми дошкольники столкнутся в школе, взяты за основу параметры готовности ребенка. Дошкольное учреждение выпускает детей, которые самостоятельно: -управляют своим поведением; -знают границы дозволенного; -выполняют требования взрослого; -участвуют в различной деятельности; -умеют правильно произносить все звуки родного языка; -способны делать звуковой анализ слов; - развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие; -развита зрительно-моторная и слухо-моторная координация. Параметры готовности детей к обучению в школе легко проверить с помощью различных методов диагностики. Способы диагностирования были определены параметрами данной готовности и состоят из следующих тестов: 1. Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе; 2. Исследование умственного и речевого развития; 3. Проверка памяти, особенностей мышления; 4. Образное представление; 5. Анализ образа; 6. Развитие движений (мелких и крупных); 7. Тест на развитость самооценки (самоконтроля); 8. Исследования аффективно-потребностной сферы.
Диагностика состояния устной речи с балльно-уровневой системой оценки Т.А. Фотековой – одна из современных диагностик, которая позволяет учителю-логопеду объективно оценить уровень речевого развития ребёнка на момент выпуска из логопедической группы (в том числе по параметру «готовность к обучению грамоте») и дать соответствующие рекомендации родителям и школьному логопеду.
Своевременно развивающая работа с детьми, имеющими НВ ОНР по итогам диагностического обследования, позволит предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении. Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка «второй дефект» - дисграфию и дислексию. Только в тесном сотрудничестве логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Анализ практики учителя-логопеда показывает, что своевременная и адекватная структура речевой неполноценности, организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма. Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Преемственность в логопедической работе ДОУ и школы нужно осуществлять систематически, ежегодно проводить следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой (в условиях детского сада);
Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;
Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп детского сада;
Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе».
разработка «Методических рекомендаций по подготовке к школьному обучению» для родителей
Обсуждение с учителями-логопедами основных направлений коррекционной работы с выпускниками группы, которые нуждаются в продолжении коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
1.Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. 2.Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
3.Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
Исходя из вышесказанного предлагаем:
Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. (Приложение 1).
Карточка по выпуску позволит логопеду школы:
своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование,
поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально).
на основе рекомендаций логопеда ДОУ учитель-логопед может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам,
дать рекомендации родителям и учителям,
осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.
Карточка по выпуску
Ф.И. ребёнка ___________________________ Дата рождения _________________
ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе ______________________
Диагноз при поступлении ________________________________________________________________________
Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска