kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по организации преемственности в работе логопедо ДОУ и школы. Осуществление преемственности школы и ДОУ определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе. Цель данной системы преемственности - развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка не зависимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова






Организация преемственности в работе логопеда ДОУ и школы

в решении

коррекционных задач







Голубева Наталья Геннадьевна

учитель-логопед МОУ СОШ №4

города Ростова








город Ростов

2015




Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

          Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Цель данной системы преемственности - развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.

В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем.

Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.

Опираясь  на  требования  начальной  школы,  с которыми дошкольники столкнутся в школе, взяты за  основу  параметры  готовности   ребенка.  Дошкольное  учреждение выпускает детей, которые самостоятельно:
-управляют своим поведением;
-знают границы дозволенного;
-выполняют требования взрослого;
-участвуют в различной деятельности;
-умеют правильно произносить все звуки родного языка;
-способны делать звуковой анализ слов;
- развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие;
-развита зрительно-моторная и слухо-моторная координация.
Параметры  готовности  детей  к  обучению  в  школе  легко  проверить  с помощью различных  методов  диагностики.  Способы   диагностирования   были   определены параметрами данной готовности и состоят из следующих тестов:
1.  Умение  ориентироваться  в  окружающем  мире,  запас знаний, отношение к школе;
2. Исследование умственного и речевого развития;
3. Проверка памяти, особенностей мышления;
4. Образное представление;
5. Анализ образа;
6. Развитие движений (мелких и крупных);
7. Тест на развитость самооценки (самоконтроля);
8. Исследования аффективно-потребностной сферы.

Диагностика состояния устной речи с балльно-уровневой системой оценки Т.А. Фотековой – одна из современных диагностик, которая позволяет учителю-логопеду объективно оценить уровень речевого развития ребёнка на момент выпуска из логопедической группы (в том числе по параметру «готовность к обучению грамоте») и дать соответствующие рекомендации родителям и школьному логопеду.

Своевременно развивающая работа с детьми,  имеющими  НВ ОНР   по   итогам   диагностического   обследования,   позволит предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении.
    Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее  параметры.  Но  с одной   стороны  речевые  нарушения  (первичный  дефект)  полностью  исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй,  связная речь. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению  и  констатировать  у  ребенка  «второй  дефект»  - дисграфию и дислексию.
    Только  в  тесном сотрудничестве  логопеда,  психолога,  учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок  можно  избежать. Для  этого  необходимо  осуществлять  анализ  устной  речи  с позиций системного строения  речевой  деятельности,   учета  принципа  развития  и   не   допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.
    Анализ  практики  учителя-логопеда показывает, что своевременная и адекватная структура речевой неполноценности, организация коррекционного обучения позволяет скорректировать  дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма.
    Таким образом, только принцип системного подхода к  анализу  нарушений  речи дает  возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все  проявления речевой  недостаточности и определить эффективные  пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем  выше  будет его результат.

   Преемственность в логопедической работе ДОУ и школы нужно осуществлять систематически, ежегодно проводить следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:

  • Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой (в условиях детского сада);

  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования;

  • Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп детского сада;

  • Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе».

  • разработка «Методических рекомендаций по подготовке к школьному обучению» для родителей

  • Обсуждение с учителями-логопедами основных направлений коррекционной работы с выпускниками группы, которые нуждаются в продолжении коррекционных занятий, уточнений индивидуальных и психологических особенностей этих детей.

К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;

1.Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. 2.Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

3.Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.

Исходя из вышесказанного предлагаем:

  1. Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.

  2. Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.

  3. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.

  4. Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. (Приложение 1).

Карточка по выпуску позволит логопеду школы:

своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование,

поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально).

на основе рекомендаций логопеда ДОУ учитель-логопед может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам,

дать рекомендации родителям и учителям,

осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.









Карточка по выпуску

Ф.И. ребёнка ___________________________ Дата рождения _________________

ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе ______________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________________

Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска


сформировано

не сформировано

недостаточно сформировано

звукопроизношение




фонематическое восприятие




лексико-грамматический строй




слоговая структура




связная речь




общая и мелкая моторика




Рекомендации _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Примечания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Учитель-логопед ____________





         



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубева Наталья Геннадьевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи."
    ["seo_title"] => string(69) "motornaiaalaliiaimietodyloghopiedichieskoirabotypoformirovaniiuriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298672"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456388273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства