kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии) в условиях инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии)  в условиях инклюзивного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии) в условиях инклюзивного образования.»











Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии)  в условиях инклюзивного образования.





РЕКОМЕНДАЦИИ (КОНСУЛЬТАЦИЯ) ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.











Составила:

Учитель-логопед МОУ СШ №9

Мамьянова Анастасия Сергеевна







Январь, 2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Определение и формы дисграфии. Особенности обучения детей-дисграфиков…………………………………………………………5

Возможности инклюзивного образования………………………...9

Профилактика дисграфии…………………………………………..11

Упражнения для преодоления дисграфии………………………....13

Заключение………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………....18



































Введение

Правильная речь является важной составляющей полноценного развития человека. Освоив, постепенно, родной язык ребенок учиться формировать межличностные отношения, проявлять свои чувства и эмоции, развивается как личность. Зная язык, ученик получает возможность изучения других предметов и дисциплин.

Следует уделять большое внимание не только устной речи, но и письменной. Начиная учебу в школе, у ребенка могут возникнуть сложности в освоении письма. Нарушение письма становятся причиной стойкой неуспеваемость по русскому языку (родному языку). Современные образовательные программы рассчитаны на детей не имеющих нарушения и отставания в развитии. Дети с нарушениями речи и письма, обучаясь по этой программе, сталкиваются с трудностями как во время урока, так и при выполнении домашнего задания. Как же учитель должен организовать процесс обучения, чтобы сделать его менее обременительным и более продуктивным? При этом остро встает вопрос о уравнении нагрузки детей с учетом особых образовательных потребностей.

Позицию доступного образования представляет инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями наряду с нормативно развивающимися. Педагогу работающему в системе инклюзивного образования мало владеть только методикой обучения определенных предметов. Он должен, шагая в ногу со временем, освоить азы психологии данного возраста, дефектологии, логопедии и т.д. Данная система обучения дает возможность, с минимальными потерями, включить в современное общество и детей с нарушениями речи, как устной так и письменной.

Данные рекомендации разработаны на основе изученной методической литературы, результатах исследования и наблюдения детей с дисграфией в инклюзивном классе общеобразовательной школы. Методические рекомендации могут быть полезны учителям работающим с детьми с дисграфией как в обычных классах, так и в инклюзивных.



Определение и формы дисграфии. Особенности обучения детей-дисграфиков

Дисграфия –это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторении ошибок, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе написания.

Дети с дисграфией с трудом обучаются письму, большинство заданий, в том числе диктанты ими пишутся с грамматическими ошибками. Они забывают о заглавных буквах, знаках препинания и отличаются плохим подчерком. В среднем и старшем звене школьного обучения данные дети выбирают сокращенные и простые предложения, но даже в них они делают ошибки.

У детей с дисграфией некоторые буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по форме букв: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обращать внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Темп письма у этих детей медленный, неровный; подчерк зависит от настроения ребенка.

Дети-дисграфики отличаются недоразвитостью некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.

Для успешного обучения ребенку должно быть свойственно достаточное интеллектуальное развитие, фонематический слух, и специальное зрение на буквы. В противном случае, стать успевающим учеником, который умеет читать и правильно писать у него не получиться. Часто неуспеваемость ученика характеризуется не его интеллектуальным состоянием, а особенностями нарушения письменной речи.

Можно заметить, что дети, страдающие дисграфией очень хорошо рисуют. У этих детей нет успехов в письме, но они имеют отличные отметки в рисовании. Это объясняется анатомическими особенностями ЦНС. И это естественно, потому что у данного ученика автоматизированная область правого полушария мозга не изменена. Неудачи в русском языке не мешают ему выражать свои мысли с помощью мазков и штрихов.

Так же у детей можно заметить некую «зеркальность» в письме. Например: буквы повернуты в другую сторону («С» и «З»), выступающая часть написана в противоположной стороне («Р» и «Ч»). Здесь имеет место быть скрытое левшество. Потому что, «зеркальное письмо» - это особенность левшей.

Дисграфия никогда не возникает на пустом месте. Работать над устранением дисграфии необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, а не в школе, когда у ребенка уже появились трудности связанные с письмом. Проблемы дисграфиков не решаются школьными методами. Им нужно оказать специальную логопедическую помощь.

Эти дети смогут научиться читать и писать, если они будут упорно заниматься. Для кого-то понадобятся годы, а кому-то будет достаточно и месяца. Главная цель занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Но не надо забывать о том что, устранять дисграфию сложнее чем предупредить.





























Формы дисграфии.

1. Артикуляционный-акустическая форма дисграфии. Описать ее можно следующим образом: ученик с нарушенным звукопроизношением записывает искаженный им звук, т.е. пишет так, как говорит. Типичные ошибки: замена, пропуск букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи. Поэтому работать над коррекцией письма, опираясь на проговаривание невозможно до тех пор, пока не исправлено звукопроизношение.

2. Акустическая форма дисграфии или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Данная форма дисграфии выражается заменой букв, которые фонетически схожи по звучанию. Что интересно, в устной речи звуки не искажены, а при письме парные по глухости и звонкости согласные звуки (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компонентов в их составе (Ч-Щ, Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.) часто путаются. Также при письме наблюдается не верное обозначение мягкости согласных: "писмо", "лубит".

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Данная форма имеет большее распространение среди детей имеющих нарушения письменной речи. Можно выделить примечательные для этой формы ошибки:

  • пропуски букв и слогов;

  • перестановка букв и (или) слогов;

  • недописывание слов;

  • написание лишних букв в слове (встречается, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

  • повторение букв и (или) слогов;

  • Слитное написание предлогов или же раздельное написание приставок ("настоле", "наступила").

4. Аграмматическая дисграфия. Она является следствием недоразвитости грамматического строя речи. Данный дефект проявляется при написании слов, словосочетаний, предложений и текста. Например: вопреки правилам орфографии ученик пишет «широкий улица», «хмурые день».



Аграмматическую дисграфию можно диагностировать в 3 классе, когда ученик, овладевший грамотой, начинает изучать правила грамматики. И именно тогда ученик сталкивается с трудностями при овладении правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это можно заметить по неправильно написанным окончаниям слов, в неумении согласовывать слова в словосочетаниях.

5. Оптическая дисграфия. Недостаточная развитость зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа-синтеза является причинами возникновения данной формы дисграфии. В русском алфавите не которые буквы очень схожи, но в то же время они отличаются. Если ученику трудно уловить тонкие различия между буквами, то это может быть причиной не усвоения начертания букв, а так же приведет к неправильному написанию.













\



















2. Возможности инклюзивного образования.

В современном мире человек достиг больших высот, многому научился. Как бы не менялся мир, человек имеет способность к адаптации и интеграции. В свете развития инклюзивного образования, под интеграцией имеется в виду совместная социальная жизнь обычных людей и людей с ОВЗ. Социализация охватывает многие сферы нашей жизни, т.е. мы можем взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья при различных обстоятельствах и ситуациях. Будь это простое общение, некая помощь, сотрудничество или же совместное получение образования.

Хочется остановиться именно на образовании. Интеграция в области образования предполагает право выбора учебного заведения и языка обучения. Если же, учащийся с ограничениями здоровья выбрал местом обучения общеобразовательное учебное заведение, то для его включения в процесс образования и успешного обучения, там должны быть созданы определенные условия.

Для реализации этих условий, должны быть выстроены некие философские позиции, которые базируются на научных теориях и методологических подходах. Значит, необходима новая система образования, которая отвечала бы требованиям современного социума. Данной системой является инклюзивное образование, которое дает возможность, включатся в процесс образования, не зависимо от состояния здоровья.

Согласно, пункта 27, статьи 2 ФЗ об образовании №273 от 29.12.12, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзия дает возможность вовлечения в учебный процесс всех детей, независимо от их возраста, пола, национальности и религиозных убеждений, состояния здоровья. И это является одним из главных направлений методологии развития современной образовательной системы.

Несмотря на то, что в России значительно мало опыта работы в сфере инклюзии, по сравнению с зарубежными странами, мы тоже стремительными шагами идем к реализации инклюзивного образования. Во многих регионах нашей страны проводятся довольно успешные проекты в данном направлении. Работа ведется как в школах, так и в дошкольных учреждениях. Создаются специальные группы детей, проводится большая работа с персоналом и специалистами. Инклюзивное образование в России переросло в одно из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, предусмотренного положениями Конвенции о правах ребенка.

В основе инклюзивного подхода лежит, принятие всеми участниками образовательного процесса идеологии инклюзивного образования. Говоря иначе можно сказать: каждый участник образовательного процесса, будь это ученик, учитель или родитель, должен с пониманием относиться к образовательным потребностям и возможностям других участников.

































3. Профилактика дисграфии.

Раннюю профилактику дисграфии логично начинать с целенаправленного развития психических функций ребенка, которые необходимы чтобы овладеть процессом письма. Чтобы успешно овладеть, у ребенка должны быть сформированы следующие предпосылки:

  • Умение различать все звуки устной речи, в том числе и близкие по произношению (парные по глухости и звонкости согласные Д-Т, Б-П; свистящие – щипающие, Р-Л-Й).

  • Умение правильно, без замен и искажений произносить звуки.

  • Умение составлять звуковой анализ слова.

  • Необходимый уровень развития зрительно – пространственных представлений, для дальнейшего зрительного усвоения букв.

  • Сформированность графических навыков.

  • Развитие мелкой моторики рук.

Особое значение при профилактики дисграфии имеет массаж подушечек пальцев. Поэтому необходимо обратить должное внимание выбору письменных принадлежностей. Для письма лучше выбирать ручки (карандаши) с трехгранной формой корпуса, и с ребристой поверхностью. Для детей-дисграфиков так же подходят гелевые ручки, которые позволяют почувствовать нажим. Эффективно развивает моторику пальчиковая гимнастика.

Так же в течение определенного времени (2-3 недели) можно поработать писать в технике «Буква в клетке». Для этого берется тетрадь в клетку и в нее переписывается текст какого-либо художественного произведения. Данные текст переписывается каждый день, по одному абзацу. При этом каждая буква должна помещаться в одну клетку, занимая ее целиком.

Необходимо организовать работу, направленную на развитие артикуляции, звукопроизношения. Здесь могут использоваться: артикуляционная гимнастика, проговаривание и заучивание стихов, игры-упражнения для губ и для языка, упражнения на дыхание, самомассаж языка.

Важно, до начала занятии, психологически подготовить и настроить ребенка на продуктивную работу. Во время проведения любого занятия с ребенком должна создаваться благоприятная обстановка, не угнетающая его. Нагрузки дозируются по мере успеваемости, не допуская возникновения трудностей, усталости, что может привести к отвращению и недовольству.















































4. Упражнения для преодоления дисграфии.

1) Упражнение "Корректурная правка".

Берется книга или печатный текст (не газета) с крупным шрифтом. Ребенку предлагается во время чтения зачеркивать в тексте определенные буквы. Нужно начинать с одной буквы, допустим «а». В дальнейшем поменять на другую букву, а потом так же перейти на согласные буквы, при написании которых у ребенка есть трудности. После 5-6 подобных занятий задание усложняется тем, что добавляется еще одна буква. При чем одну нужно зачеркивать, а другую обводить в кружок. Данная пара букв должно быть «схожей» в сознании ученика (т.е. те буквы, в которых он путается).

2) Упражнение "Пишем вслух".

Эффективность упражнения заключается в том, что при письме проговаривается вслух все что в данные момент пишется. Проговаривать нужно так как пишется с подчеркиванием и выделением слабых долей. «Слабые доли» - это звуки, которым при быстрой речи ученик не уделяет должного внимания. Это и безударные гласные, и парные согласные в конце слова или перед глухими согласными. Дисграфики затрудняются при дописывании слов, поэтому очень важно правильно выговорить конец слова.

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Дается текст, с поставленными знаками препинания. Ребенку предлагается «сфотографировать» текст, и объяснить почему поставлен тот или иной знак препинания.

4) "Пропущенные буквы".

Работа с текстом, в словах которого пропущены буквы. Задача детей вставить недостающие буквы. В ходе выполнения разрежается пользоваться текстом, где буквы уже вставлены. При выполнении данного упражнения развивается внимание, память и уверенность навыка письма.

Пример текста:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

Текст – подсказка: Конечно, не могло быть и речи о том, чтобы Лариосик оказался предателем.

5) Лабиринты.

Предназначены для развития крупной моторики (движение рук, предплечья), внимания, умения без отрывисто чертить линию. Ребенку не разрешается менять положение листа. Он должен выполнить задание меняя только положение руки.

6) Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти.

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норы.

7) Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа

Смь рз тмрь –дн рз тржь. е а о е о и а о е

Бз трд н втщшь _ pбк прд. Е уа е ыаи и ыу и уа

Н мй ст рблй, _ мй ст дрзй. е ие о уе а ие о уе

Дл врм- птх чс. Дe ея - оее а.

Нвх дрзй нжвй,_ стрх н трй. Оы уе аиа а аы е аыа

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

8) Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

Паша рисует за альбомом.

Анна вяжет теплое шарф.

9) Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.

Белки.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.ВсюдолгуюзиОтветраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

10) Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

11) Назови слово, которое отличается от остальных.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА

























Правила для дисграфиков написания диктантов.

Самый важный момент: диктовать медленно.

Прочитать весь текст целиком. Обратить внимание на орфограммы/ пунктограммы.

Затем диктуется первое предложение. Разбор: сколько запятых, для чего они нужны. Попускаются подсказки, наводящие вопросы и поощрения за верный ответ.

Проговаривание по буквам, сложных, с точки зрения орфографии, слов.

Далее предложение диктуется по частям, с повторным проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Так далее со всеми предложениями.

Дисграфикам свойственна хорошая зрительная память, поэтому нельзя давать упражнения, в которых есть ошибки. Такие упражнения приведут к неправильному запоминанию написания слов с орфограммами, и плохо скажется на навыках грамотного письма.

Не предлагайте детям исправлять ошибки, учите их не делать ошибок. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать.





















Заключение.

Дисграфия считается стойким нарушением письма. Она может стать причиной неуспеваемости ученика в школе, в дальнейшем в ВУЗе. У детей страдающих дисграфией вырабатывается некий комплекс неполноценности. Последствий может быть много. Поэтому нельзя халатно относиться к детям-дисграфикам. Они нуждаются в поддержке и в помощи.

Квалифицированную помощь конечно же могут оказать только специалисты – логопеды. Но и в повседневную работу учителей начальных классов можно включить индивидуальные задания для детей с нарушениями письма. Не обязательно данную работу организовывать во время урока. Можно позаниматься после уроков, подозвать ребенка на перемене и дать задание в игровой форме (к выполнению этого задания, даже от любопытства, обязательно подключаться и остальные дети) или дать задание на дом, предварительно познакомив родителей с требованиями к выполнению, чтобы они могли оказать помощь, если ребенок будет в этом нуждаться.

Может быть и не удастся полностью искоренить дисграфию, потому что это довольно долгий процесс, требующий вмешательства специалистов. Но учителя работающие с детьми-дисграфиками, как в обычных классах, так и в инклюзивных, должны им оказать посильную помощь.





















Список литературы.

Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования, Казань, 2014.

Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика - Москва - Воронеж, 2001.

Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. / А.П. Воронова / – СПб., 1994.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений. / Выготский Л. С. / М., 1983.

Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003.

Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. / Р.И. Лалаева /– М., 1989.

Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. / А. Р.Лурия /- М., 1990.

Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. Т. 2.— М., 1997.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мамьянова Анастасия Сергеевна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Презентация на тему : Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии) в условиях инклюзивного образования."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_metodika_logopedicheskoi_raboty_po_korrektsii_narusheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "490533"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1544682761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства