Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (дисграфии) в условиях инклюзивного образования.»
Методика логопедической работы по коррекции нарушения письменной речи (при оптической дисграфии) в условиях инклюзивного образования.
Учитель-логопед МОУ СШ №9
Мамьянова Анастасия Сергеевна
Определение «Дисграфии»:
Дисграфия— это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.
Определение «инклюзивного (включающего) образования»
-это образование, при котором все дети, не смотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в особую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителю для достижения успеха.
Виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая
Акустическая
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Аграматическая
Оптическая
(методические рекомендации и упражнения рассмотрим на примере коррекции нарушений при оптической дисграфии. Так как большинство детей зачисленных на логопедический пункт МОУ СШ №9, имеют данное нарушение)
Направления работы при устранении оптической дисграфии
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
Расширение объема и уточнение зрительной памяти;
Формирование пространственных представлений;
Развитие зрительного анализа и синтеза
Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Механизмы
Симптоматика
Нарушение зрительно-моторной координации
Искажённое написание слов
Несформированность зрительного анализа
Нарушение зрительного мнезиса
Нарушение зрительного гнозиса
Замены букв. Графически сходных
Нарушение пространственных представлений
Формирование пространственных представлений
определение схемы собственного тела;
правого и левого направлений в пространстве;
пространственных взаимоотношений объектов;
схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда;
последовательности числового ряда;
графическое обозначение направлений.
Закрепить различение и называние рук с помощью схемы
подойти, приложить кисть, определить руку
Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола.
Аналогично — сидящим слева
Стоя попарно лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ученик при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
Определение линейной последовательности предметного ряда
Игра «Прогулка в парк»
Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов.
Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4—6 цветных .брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9).
Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:
Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная.
Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.
Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей:
а) спинкой вверх;
б) спинкой вниз).
Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А и вариант Б)
Развитие зрительного гнозисаУзнавание цветных предметных изображенийУзнавание контурных изображений
Развитие зрительного гнозисаУзнавание контурных изображенийУзнавание зашумлённых контуров изображений предметов
Развитие зрительного гнозисаУзнавание зашумлённых контуров изображений предметовУзнавание наложенных контуров изображений предметов
Развитие зрительного гнозисаУзнавание наложенных контуров изображений предметов
Развитие зрительного гнозисаУзнавание наложенных контуров изображений предметов
Развитие способности к прослеживанию, концентрации зрительного внимания
Развитие зрительной памяти на материале тематически связанных предметных изображений; разнотипных предметных изображений
Развитие зрительной памятиПредметные изображения для запоминания и предметные изображения для узнавание запомненных предметов
Различение геометрических формЗрительный анализ изображения с различением геометрических форм
Развитие распределения внимания. Корректурные пробы.Дифференциация величины предметов и способности к рядообразованию
Развитие зрительного гнозисаЗнание печатных букв. Строчные и заглавные печатные буквы
Развитие зрительного гнозисаОбобщённость зрительного восприятия. Строчные и заглавные печатные буквы, написанные разными шрифтами
Развитие зрительного мнезисаПечатные буквы для запоминания и для узнавания запомненных
Развитие зрительного гнозисаДифференциация сходных строчных и заглавных печатных букв
Развитие зрительного гнозисаУзнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия.Зачёркнутые и заштрихованные печатные буквы.Буквы, наложенные друг на друга.
Узнавание печатных букв в усложнённых условиях зрительного восприятияСтрочные и заглавные печатные буквы с недописанными элементамиДифференциация прямого и зеркального изображения рукописных букв.
Развитие зрительного гнезисаРукописные буквы для запоминания и для узнавания запомненных
Дифференциация сходных рукописные буквыСходные строчные рукописные буквыСходные заглавные рукописные буквы
Рукописные буквы, наложенные друг на друга
Зачёркнутые заштрихованные рукописные буквы
Узнавание рукописных букв в усложнённых условиях зрительного восприятия. Строчные и заглавные рукописные буквы с недописанными элементами
Дифференциация прямого и зеркального изображения рукописных букв. Строчные и заглавные рукописные буквы, изображённые правильно и зеркально