Просмотр содержимого документа
«Логопед дошкольнику перед школой.»
Основной причиной проведения диагностики речи ребёнка перед школой является тесная связь между разговорной речью, правописанием и чтением.
Поскольку речь – это ещё и основной инструмент налаживания коммуникации с одноклассниками и преподавателями, неясность и неправильность которой может повлечь за собой трудности и насмешки, её важность значительно увеличивается.
Диагностику речи ребёнка стоит проводить примерно за полгода до первого похода в школу.
На что обращает внимание логопед при диагностике:
Звукопроизношение: к первому походу в школу (6-7 лет) ребёнок должен правильно и чётко произносить все звуки.
Умение отличать различные звуки друг от друга.
Звуковой анализ и синтез: особо важны для обучения грамоте.
Мелкая моторика: к 6-7 годам моторика ведущей руки должна быть хорошо сформирована. Неровное письмо, дрожь в руке, большое количество ошибок, кривые линии, неровные обводки и штриховки приводят к сложности усвоения навыка письма прописными буквами.
Развитие речи: словарный запас, построение предложений, связность речи. Такие навыки проверяются с помощью игр на словообразование и изменение слов: Назвать детёныша животных, образовать слова (игрушка из пластика – пластиковая игрушка, назвать количество предметов (шесть фломастеров, назвать кому принадлежит предмет или часть тела (лапа собаки – собачья лапа, подбор противоположных по значению слов (худой – толстый, маленький – большой).
Память, внимание, восприятие: существенно влияют на определение готовности к школе.
Перед школой дошкольник должен уметь:
• Запоминать 6-8 слов или картинок;
• Находить схожести или отличия на картинках;
• Обводить или зачёркивать заданные предметы;
• Уметь строить и использовать сложные предложения;
• Уметь составлять рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.
Дошкольник должен знать:
• Место в котором он живёт: домашний адрес, страну, город;
• Имена и профессии родителей и других близких членов семьи;
• Ориентироваться по времени и уметь смотреть время на часах;
• Знать и понимать отличия времён года, месяцев и дней недели;
Мотивация к обучению, концентрация, усидчивость и самоконтроль – показатели, которые определяют готовность ребёнка пойти в школу.
Также логопед после диагностики делает выводы по поводу уровня развития и сообщает о готовности ребёнка пойти в школу, при наличии незначительных отклонений даёт рекомендации по способам исправления нарушения или говорит о неготовности ребёнка и рекомендует перенести поход в школу на год.
Факторы, на которые родителям стоит обратить внимание перед походом в школу:
Способность запоминать и повторять буквы/цифры;
Способность изменять слова и правильно использовать окончания;
Сложности в восприятии и озвучивании предложений;
Неправильное произношение отдельных и парных звуков;
Путаница и замена похожих по звучанию звуков;
Сложность пересказа рассказов и недавних событий;
Отсутствие концентрации внимания;
Отсутствие ориентации в пространстве и времени.
Любое, даже незначительное нарушение усугубляется при отсутствии работы над ним.
При посещении школы в возрасте 6-7 лет у ребёнка начинает развиваться самомнение, на которое существенно влияют слова и отношение окружения. Плохая школьная успеваемость или страх того, что класс не примет неблагоприятно влияют на психологическое здоровье ребёнка, поэтому готовности ребёнка к школе стоить уделить большое значение.