Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.
Мотивом деятельности является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
1. потребностью во впечатлениях;
2. потребностью в активной деятельности;
3. потребностью в признании и поддержке.
С появлением на свет, ребенка постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее объект, тем он для него привлекательнее. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побеждает детей вступить в контакт с взрослыми - появляются познавательные мотивы общения.
Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, так же как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного возраста активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, своем особом качестве - как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.
Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе, любви и ласке. Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности - самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения.
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим. Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте - деловой, в первой половине дошкольного детства - познавательный, а во второй его половине снова личностный.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостно процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку.
Действия общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей которую она решает. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия. Поскольку общение есть взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится определенным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание - наиболее характерный момент общения.
Действия общения включает в себя средства общения. Среди них можно выделить три основные категории:
1. экспрессивно - мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела);
2. предметно - действенные средства общения (позы, используемые для целей общения; приближения, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);
3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы);
Определяя далее функции общения, классифицируем их следующим образом. Это:
1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка.
Литература:
1.«Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Ю. Ф. Гаркуша, Москва-1999.
2.«Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». С. А. Миронова. М «Просвещение», 1991.
3.«Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва «Гном- Пресс», 1999.
4.«Учим говорить правильно». Т. А. Ткаченко. Москва «Издательство Гном и Д», 2002.