Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Конфликтный ребенок".»
«Конфликтный ребенок»
Наверное с детскими ссорами встречается каждая мама. Но у одних дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, у других же ребенок более конфликтен, ссоры и драки сопровождают его постоянно. Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующих развитию конфликтности. Например в семье растет ребенок-задира, он постоянно задирает своего брата или сестру и детей с которыми общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка- хороший способ показать свое превосходство над другими. Иная ситуация: ребенок который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи, даже больше, чем задира, так как его поведение само по себе не проходит.
Для общения с конфликтными детьми важно, насколько родители последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Одни родители постоянно нервничают, так как ждут ссор от своих детей, ждут ссор от своих детей, жалуются другим, не редко в присутствии ребенка,; у других появляется скрытое смирение перед этой чертой характера, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность. Однако с конфликтным поведение ребенка можно и нужно бороться. Но в начале важно определить причины конфликтности. Возможно конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он -безусловно центр вашего внимания и малейшее его желание сразу выполняется, то разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и конечно не получает его. Тогда он добивается его провоцируя конфликты.
Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье « заброшен». Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства, в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как дома мама постоянно ссорится с папой, прост начинает подрожать их поведению.
В любом случае конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому занимаясь с конфликтным ребенком, будьте готовы к тому, что и вам придется несколько изменить свое поведение.
Советы, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтными детьми:
- сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо себе под нос;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего;
-после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения, так как он может утвердится в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей, например, когда дети в ходе игры начали ссориться, лучше не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Предлагаемые игры и упражнения можно использовать, как индивидуально со своим ребенком, так и с группой детей.
1. « Спина к спине». Дети садятся спиной друг к другу, задача договориться о чем- ни будь или рассказать, что ни будь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: « Было ли вам удобно?», « Не хотелось ли что-нибудь изменить?», лучше, если тему для разговора придумают сами дети. Возможен и такой вариант, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.
Эта игра направлена на то, чтобы развивать умение детей договариваться друг с другом.
2. «На кого я похож?». Дети садятся в круг, выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какого животного он похож?», « На какую птицу?», « На какое дерево?», «На какой цветок?» и т. п., свои варианты может предлагать и сам ребенок и так далее по кругу.
Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.д.
3. Рисунок «Мои друзья». Ребенку предлагается нарисовать его друзей, можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его «Кто здесь нарисован?», «Почему он нарисовал именно этих детей?». Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями, например, если кто-то нарисован в виде ели, это означает, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, потому что этот ребенок «колется».
4. «Встреча сказочных героев». Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными качествами, например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает(Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой роль героя, которым все восхищаются (Илья Муромец).Каждому герою волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг, тему для разговора могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение.
- Опишите свои ощущения в новой роли?
- Что мешало сохранить определенный стиль поведения?
- Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
5. «Сказка наоборот». Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:
1 часть - с привычными образами сказочных героев;
2 часть - черты характера сказочных героев меняются на противоположные;
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой и во второй части игры. После игры проходит обсуждение: «Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного )?», «Как в жизни люди относятся к разным характерам?», « Трудно ли переключатся с одного характера на другой?».
Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.
6. «Ролевая гимнастика».
а)Рассказать известное стихотворение: шепотом; с пулеметной скоростью; как робот;
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.
7. «Новоселье».
Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселит их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
Эта игра направлена на формирование чувства единения с группой.
8. «Рисуем сказочных героев».
Дети рисуют различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. после рисования обратите внимание на особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы, какое у них выражение лица. Можно спросить какие герои им больше нравятся и почему; на каких героев они хотели бы быть похожи и т.п.
9. «Сказка по кругу».
Дети выбирают основную тему своей сказки, затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д.
Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, умению спокойно выслушивать собеседника.
10. Беседа «Как правильно дружить».
В ходе этой беседы обговариваются правила, способствующие тому, чтобы общение протекало без конфликтов. Эти приемы и правила можно оформить в « Правила дружбы»:
- помогай товарищу, если умеешь что-то делать научи его, если товарищ попал в беду помоги чем можешь.
- делись с товарищем, играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- останови товарища, если он делает что-то плохое, если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- не ссорься по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то получилось, лучше, чем у других; не завидуй-радуйся успехам товарища вместе с ним; если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
11. «Разыгрывание ситуации».
Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
- два мальчика поссорились -помири их;
- ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;
- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.
При разыгрывании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями». Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.
Таким образом если вы, уважаемые родители, будите заниматься со своим ребенком , играть в предложенные игры, то вы поможете своему ребенку избегать конфликтные ситуации и лучше адаптироваться в обществе своих сверстников.
Литература:
1. Кражева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет».- Ярославль, издательство «Академия развития», 2000г.