Консультация для родителей:
«Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Исправление звуков проводится поэтапно:
Первый этап - подготовительный. В него входят специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и т.п.(артикуляционная гимнастика)
Второй этап – постановка (вызывание) звука по подражанию или при помощи специальных приемов.
Третий этап – автоматизация (закрепление) звука в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Четвертый этап –дифференциация (различение) звуков в случае их смешения или замены одного звука другим.
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки .
Чтобы добиться правильного расположения губ , языка , быстрого , четкого произношения звука в речи , нужно много упражняться .
Если звук еще не произносится , выполняйте артикуляционную гимнастику , играйте в игры на поддувание и сдувание различных мелких предметов и игрушек , учите ребенка дуть тонкой струйкой , не раздувая щек ; проводите упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук с проговариванием стихов совместно со взрослым , затем отраженно и самостоятельно ; определяйте на слух наличие заданного звука в слове , его места в слогах и словах .
Если звук поставлен , пойте с ребенком « песенки » звуков : ( с )- водичка , ( з ) –комар , ( ц ) –птичка - синичка , ( ш )- змея ,( ж )- жук , ( ш )- поколотое колесо , ( ч )- поезд , ( л ) –самолет . Многократно повторяйте названный звук в играх « пароход », « автобус » « жучки » и т . п .) с движениями пальцев рук ( например , соединяя пальчики колечком , « здороваясь » пальчиками , играя на воображаемом пианино и т . д .). Повторяйте изученный звук , показывая или раскрашивая элементы одного рисунка ( например , кружков , из которых состоит гусеница ) или множества одинаковых рисунков ( например , « полянка цветов »)
Если произношение звука закрепляется в словах и предложениях , называйте картинки , в названии которых есть заданный звук , раскрашивайте их ; составляйте с данными словами предложения , называйте слова по памяти ; разучивайте скороговорки и стихотворения , следите за звуками в повседневной речи .
Обратите , пожалуйста , внимание на возрастные нормы правильного звукопроизношения :
- в 3-4 года должны уже правильно произноситься звуки : ( с ), ( з ), ( ц ).
- в 4-5 лет - звуки ( ш ), ( ж ), ( щ ), ( ч )
- в 5-6 лет - звуки ( л ), ( й )
- до 6-7 лет допускается замена самого сложного звука ( р ) более простым звуком или его отсутствием в речи .
В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте возникает дислалия . Это зависит от многих факторов : подражание неправильной речи , ограничение речевой среды , укороченная уздечка языка , слабость мышц органов речи , нарушение фонематического слуха и некоторые другие причины .
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата .
Артикуляционный праксис - это выполнение различных движений артикуляционным аппаратом ( т . е . языком , губами , щеками , которые ежедневно выполняет любой человек , произнося звуки и слова на подсознательном уровне .
Речь - это сложная функциональная система , которая сформировалась у человека , как высшая психическая функция . Вся речевая система состоит из взаимосвязанных между собой частей : лексическая , фонематическая , грамматическая и звукопроизносительная стороны речи .
Нормальная речь формируется благодаря правильному речевому дыханию , речевому слуху и звукопроизношению . Для качественно правильной и грамотной речи необходимо развивать все ее стороны . Помимо развития лексики , грамматики и фонематических процессов большое внимание необходимо уделить и правильному формированию звуков .
Для того , чтобы произношение звуков было чистым , нужны сильные , упругие и подвижные органы артикуляции : язык , губы , мягкое нёбо . Все органы речи состоят из мышц , которые можно и нужно тренировать для формирования правильного уклада звуков или в качестве предупреждения появления дислалии в дошкольном возрасте . Поэтому существует артикуляционная гимнастика , которая состоит из комплекса упражнений для различных групп звуков ( свистящих , шипящих , сонорных ) .
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений , направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы , подвижности и дифференцированности движений органов , участвующих в речевом процессе . Они особенно необходимы детям , у которых отмечается задержка речевого развития , и дошкольникам , имеющим нарушение произношения звуков . Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов , необходимых для правильного звукопроизношения , а также для укрепления мышц органов артикуляции .
Основными задачами артикуляционной гимнастики являются :
- учить детей правильно выполнять движения речевым аппаратом ;
- формировать правильное произношение звуков ;
- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой .
Желательно выполнять упражнения для губ , языка , щек и мягкого неба каждый день по два раза . Каждое упражнение необходимо делать не менее пяти - шести раз . Также , выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком , необходимо учитывать его возраст и работоспособность . Ведь не каждый дошкольник сможет первый раз полностью и правильно выполнить весь комплекс упражнений .
На занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики используется различный картинный материал с проговариванием стихов или рифмовок , так как детям не только намного интересней заниматься , но и подключается зрительный анализатор , что дает положительный эффект .
Все упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие органов речи , помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата , а также подготавливают базу для чистого звукопроизношения . При выборе упражнений надо соблюдать последовательность , то есть начинать с простых и заканчивать более сложными упражнениями .
Логопеды придерживаются определенных правил , которые дают положительный результат , поэтому необходимо обязательно : каждое движение выполнять перед зеркалом ; движения проводить неторопливо , четко , ритмично ; чаще сравнивать образец взрослого с действиями ребенка ; при выполнении упражнений использовать ладонь своей руки и имитировать движения языка .
Существует определенная схема для отработки каждого упражнения :
а ) рассказать ребенку об упражнении с использованием игровых приемов ;
б ) показ взрослым упражнения ;
в ) проделать упражнения с детьми перед зеркалом ;
г ) контроль взрослого за выполнением упражнения , выделение ошибок ;
д ) выполнение упражнений без зеркала ( если возможно ) .
Выделяют два вида упражнений :
1) статические ( удержание артикуляционного уклада ) ;
2) динамические ( многократное повторение одного движения ) .
Существует множество упражнений , у которых есть свои определенные цели . В комплекс упражнений для свистящих звуков входят :
• заборчик ( укрепляет мышцы губ ) ;
• слоник ( укрепляет мышцы губ , выработка умения вытягивать вперед губы в форме хоботка );
• лопаточка ( выработка умения удерживать язык в расслабленном положении ) ;
• кошка ( выработка умения высовывать изо рта язык как можно дальше и прятать обратно широкий кончик языка );
• горка ( развивает мускулатуру языка , укрепляет кончик языка ) ;
• бантик ( развивает мускулатуру языка , укреплять кончик языка ) ;
• перепрыгни через заборчик ( укрепляет кончик языка ) .
В комплекс упражнений для шипящих и сонорных звуков входит :
• качели ( укрепление мышц языка - отработка движений языка вверх и вниз ) ;
• лошадка ( укрепление мышц языка , выработка подъема языка , растягивание подъязычной уздечки );
• грибок ( укрепление мышц языка , растягивание подъязычной связки ; выработка умения удерживать язык наверху );
• гармошка ( укрепление мышц языка , растягивание подъязычной связки ) ;
• чашечка ( укрепление мускулатуры языка ; развитие умения удерживать язык в форме чашечки );
• дятел ( укрепление мышц языка , выработка подвижности языка и подготовка к его вибрации );
• мотоцикл ( выработка вибрации языка ) ;
• фокус ( развивать умение у детей удерживать язык в форме чашечки и дуть по средней линии языка ; развивать силу выдоха ).
Исследования многих ученых подтверждают высокую эффективность и положительное влияние на состояние артикуляционной моторики ребенка . Таким образом , артикуляционная гимнастика положительно влияет на укрепление мышц языка , его подвижность , а также на состояние подъязычной связки . Поэтому стоит уделять артикуляционным упражнениям большое внимание ,выполнять артикуляционную гимнастику дома с родителями или в детском саду с воспитателями для профилактики .