Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Семья"
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Семья"
Подгрупповое логопедическое занятие для школьников 9 – 10 лет с ОВЗ разработано с учетом особенностей развития высших психический функций и патологий речи. Младшим школьникам данной группы трудно правильно осмыслить прочитанное, понять главную мысль и применить полученные знания из текста в жизни. Работа с текстом способствует развитию мыслительной деятельности, познавательной и коммуникативной активности, расширению словарного запаса и развитию связной речи обучающихся с ОВЗ. Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода в речевом развитии обучающихся посредством работы с текстом, что позволит повысить эффективность в коррекционно-развивающего сопровождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Семья"»
Аннотация.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) формирует понятие читательской грамотности. Приоритетная цель — это формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Поэтому особое внимание среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Подгрупповое логопедическое занятие для школьников 9 – 10 лет с ОВЗ разработано с учетом особенностей развития высших психический функций и патологий речи. Младшим школьникам данной группы трудно правильно осмыслить прочитанное, понять главную мысль и применить полученные знания из текста в жизни. Работа с текстом способствует развитию мыслительной деятельности, познавательной и коммуникативной активности, расширению словарного запаса и развитию связной речи обучающихся с ОВЗ. Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода в речевом развитии обучающихся посредством работы с текстом, что позволит повысить эффективность в коррекционно-развивающего сопровождения.
Использование учителем-логопедом различных игровых методов и приёмов (подвижные, дидактические игры, синквейн) на коррекционных занятиях способствуют развитию речевых навыков, умственных операций и позволяют легко заинтересовать и быстро вовлечь в ход занятия.
Дидактическая разработка внеурочного коррекционного занятия по развитию речи предназначена для обучающихся 3 классов с ОВЗ, но может быть использована учителями начальных классов, осуществляющих работу с по развитию читательской грамотности во внеурочной деятельности.
Конспект подгруппового логопедического занятия
для обучающихся с ТНР
по теме «Семья»
Цель – организовать познавательную и речевую деятельность детей, направленную на развитие навыков читательской грамотности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- актуализация и повторение лексического материала по теме «Семья»; определение смысловой и тематической направленности текста;
- формирование умения планировать собственное связное высказывание, самостоятельно использовать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации.
Коррекционно-развивающие:
- развитие осознанности, правильности, скорости чтения; развитие мелкой моторики, лексико - грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные: - развитие интереса и мотивации к чтению, усидчивости и работоспособности.
Планируемые образовательные результаты.
1. Предметные: получение и закрепление знаний по теме «Семья», использование знаний в повседневной жизни.
2. Метапредметные:
2.1. Познавательные УУД: осознание прочитанного текста, умение ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы делать выводы о прочитанном.
2.2. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя-логопеда, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
2.3. Регулятивные УУД: определение и понимание учебной задачи, развитие самоконтроля.
3. Личностные: познавательный интерес к теме занятия.
Оборудование: изображения дома, юрты, вигвама; семьи; рабочие листы с текстом «Волшебная семья», логотип года Семьи в России, сигналы для рефлексии.
Время занятия: 40 мин.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап (3 минуты).
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада видеть вас сегодня на нашем занятии! Посмотрите внимательно на эти изображения. Что это? (дом, юрта, вигвам). Как вы думаете, что объединяют эти слова, эти понятия? Кто живёт в них? Как зовут людей, которые живут под одной крышей, в одном доме?
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Правильно. Тема нашего занятия «Семья».
Деятельность учеников – ответы на вопросы, привлекаются к формулировке темы занятия.
2. Основной этап (35 минут).
2.1. Вступительное слово учителя - логопеда
- У каждого человека есть семья. Скажите, кого мы называем членами семьи? Составьте предложение о своей семье. Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. А кто может сказать, как на английском языке слово «семья» звучит. На какое слово оно похоже? Да, на слово «фамилия», то есть семья - это чаще всего те, кто носит одну фамилию. А какие взаимоотношения должны быть в дружной семье?
Деятельность учеников – ответы на вопросы.
2.2. Составление синквейна по теме «Семья».
- А теперь все ваши ответы оформим в тетради с помощью пяти строк по теме нашего занятия.
1.Семья.
2. Дружная, счастливая.
3. Заботиться, любить, уважать.
4. Семья – это мой дом.
5. Родственники.
Деятельность учеников – коллективное составление синквейна и его запись в тетради.
2.3. Пальчиковая игра «Вот и вся моя семья».
- Скажите, а кого мы называем членами своей семьи? У каждого из нас есть своя дружная семья. Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Вот и вся моя семья».
Этот пальчик – дедушка (руки сжать в кулак, поочередно, разгибать пальцы,
Этот пальчик - бабушка начиная, с большого)
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Ну а это я, - вот и вся моя семья. (сжать руку в кулак несколько раз).
Деятельность учеников – выполнение пальчиковой гимнастики.
2.4. Работа с текстом.
2.4.1. - Семья – одна из важных тем в русской литературе. Очень много стихотворений, рассказов посвящены семье. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом Инны Гамазковой, который называется «Волшебная семья». Давайте его прочитаем.
Деятельность учеников – самостоятельное чтение рассказа по рабочему листу (приложение).
2.4.2. Беседа по прочитанному.
- Определите тип текста: повествование, описание, рассуждение.
- Назовите персонажей текста.
- Сколько волшебных предметов имеют герои рассказа?
- В каком предложении содержится основная мысль текста? Найдите и прочитайте его?
- Подумай: чему учит рассказ?
Деятельность учеников – ответы на вопросы по прочитанному тексту.
2.5. Физкультурная минутка. «Отгадай по признакам членов семьи».
- Я называю определения членов семьи, а вы должны его отгадать, и мимикой, жестами, общими движениями показать о ком речь.
Маленький, забавный, весёлый, младший…. – брат.
Старый, мудрый, родной….- дедушка.
Старшая, грамотная, старательная….. – сестра.
Любимая, добрая, красивая…..- мама.
Деятельность учеников – выполнение движений.
2.6. Обобщающая беседа с использованием наглядного материала.
- У каждого из нас есть своя дружная семья. Семья состоит из родственников, которые нас любят и всегда поддерживают во всех начинаниях. Ещё много веков тому назад русский народ сочинил много пословиц и поговорок о семье. Назовите их. (При затруднении помощь учителя – логопеда)
Деятельность учеников – ответы на поставленную задачу. (Семья — опора счастья. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Согласье в семье — богатство….)
2.7. Творческое задание на выбор.
- Наступившей 2024 год объявлен в нашей стране годом Семьи.Логотип Года семьи — 2024 символизирует любовь, верность и новую маленькую жизнь. Главный элемент дизайна — сердце. Его половинки означают две судьбы, соединяющиеся в одну. Это любящие люди, которые приняли решение создать семью. Желаю, чтобы в ваших семьях все родные всегда любили и уважали друг друга.
- Я предлагаю вам на выбор выполнить следующие задания
задание А – нарисовать волшебные предметы семьи из текста;
задание Б – нарисовать герб свой семьи.
Деятельность учеников – выполнение творческого задания (на выбор).
3. Этап рефлексии (2 минуты).
- О чем мы сегодня с вами говорили. Какое задание вам показалось самым интересным? Вы очень хорошо поработали. Оцените, пожалуйста, свою работу на занятии. Если на занятии вам было сложно, поднимите сигнальчик красного цвета. Если не очень трудно – сигнальчик зелёного цвета. Если занятие было для вас лёгким – сигнальчик жёлтого цвета.
Деятельность учеников – рефлексия.
Список используемой литературы:
Буряк М.В. Функциональное чтение. – Р., 2022.
Лапп Е.А. Современный логопедический урок. – В., 2020
Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СП, 1998
В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: —Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя: —Не хочу! —Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься? —А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться! —Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придёт он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть - самобранку!»—А я ему: «Никаких самобранок! Я её в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще я теперь тебя не слушаюсь!» —А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковёр-самолёт пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!» —Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю! —Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай! И тогда Петя закричал: —Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда! И Петя стал слушаться маму. А мама — папу. А папа — дедушку. А дедушка — бабушку. А бабушка — Петю. А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!
2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
3. Назови персонажей текста.
4.В каком предложении содержится основная мысль текста? 5.Сколько волшебных предметов имеют герои рассказа? 6. Подумай: чему учит рассказ? Рассказ учит _____________________________________________________
7. Нарисуй (по выбору):
задание А - волшебные предметы из текста; задание Б – герб свой семьи;