kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с речевыми нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит теоритические основы, а так же этапы развития связной речи по средством приемов мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с речевыми нарушениями»

















Методическая разработка раздела

образовательной программы «Коммуникация»



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С речевыми нарушениями»















Учитель-логопед

Привалова Т.В



















Содержание

I.1. Актуальность проекта

I.2. Теоретические основы

I.3. Этапы работы по формированию связной речи посредством приемов мнемотехники :

1 этап формирования связной речи посредством приемов мнемотехники

2 этап формирования связной речи посредством приемов мнемотехники

3 контрольно-диагностический этап по развитию связной речи.

I.4.Перспектива в работе

II. Приложение

II.1. Перспективный план логопедической работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники с детьми с нарушениями речи

II.2. Конспекты занятий по развитию речи






















Актуальность


Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития. Особое значение в последнее время приобретает проблема нарушений речевого развития. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей­ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало­гической и монологической) речи у учащихся. Поэтому формированием связной речи необходимо заниматься в дошкольном возрасте.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с нарушением речи исследовали многие авторы (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова , Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие.

Однако развитие связной речи у детей с нарушением речи и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для детей. Необходимо отметить, что среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают дошкольники с дизартрией, т.е. нарушениями речи, обусловленными недостаточной иннервацией речевого аппарата. У данных детей помимо речевых нарушений отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исходя из этого, можно предположить, что речевое развитие должно быть тесно связано с развитием всех высших психических функций.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей дошкольного возраста. В решении данной проблемы наиболее эффективным является метод мнемотехники. Что и определило выбор темы.

Изучением проблемы применения мнемотехники занимались: Воробьева В.К., Ткаченко Т.А., Глухов В. П., Большева Т. В., Ефименкова Л. Н. Данные авторы определяли мнемотехнику как систему методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Данная методическая разработка представлена двумя главами. I глава посвящена теоретическому освещению приёмов мнемотехники, разработке коррекционно-развивающей программы по развитию связной речи с применением приемов мнемотехники, а также оценка эффективности коррекционной программы. Во II представлено приложение, состоящее из перспективного плана по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники и конспектов занятий.

Цель – развитие связной речи посредством применения метода мнемотехники в процессе коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста .

Задачи:

  1. Теоретически и практически проанализировать проблему применения приемов мнемотехники при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

  2. Разработать структуру коррекционной программы по развитию связной речи на основе приемов мнемотехники старших дошкольников с речевыми нарушениями;

  3. Провести анализ наиболее эффективных методов и приёмов, используемых на занятиях;

  4. Проанализировать результаты сравнительной диагностики развития связной речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями для оценки эффективности коррекционной программы;

  5. На основе экспериментальных данных разработать практические рекомендации для родителей и педагогов.















I.1. Характеристика мнемотехники как приема

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи


Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.


Мнемотехника, как прием развития связной речи

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

  • Развивать связную речь.

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотехника строится на принципе от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

  2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминании

  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

  5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.















I.3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми



Формы организации коррекционно-развивающей работы

  • Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с включением материалов по заданной теме;

  • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи.

Эффективные методы и приемы:

  • теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, 

  • эксперимент, 

  • наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, 

  • логопедическое обследование,

  • беседы с детьми, педагогами и родителями,

  • изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

  • Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.




I.3. 1 этап формирования связной речи посредством использования приемов мнемотехники

Методы:

  • Исследовательские;

  • словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрационные)

Приемы:

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

  • мнемоквадраты;

  • мнемосхемы;

  • планы-схемы;

  • мнемотаблицы.

Задачи 1 этапа:

  1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;

  2. Изучить опыт работы по использованию мнемотехники в сети Интернет;

  3. Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников;

  4. Провести диагностику развития связной речи воспитаннико;

  5. Разработать план – программу по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники;

  6. Разработать серию конспектов НОД по развитию связной речи у детей с нарушениями речи с использованием мнемотехники;

  7. Провести пропедевтическую работу с детьми (введение элементов символов (формы, величины, действия); использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности, в режимных моментах, в групповом помещении (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

На данном этапе разработала структура программы использования мнемотехники:
  • При составлении описательных рассказов

  • При заучивании стихотворений

  • При пересказе сказок, рассказов

Взаимодействие с педагогами в процессе реализации методической разработки по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники осуществляла следующим образом:

  • Консультации для педагогов и специалистов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;

  • Мастер-класс «Изготовление мнемодорожек»;

  • Круглый стол;

  • Открытые показы занятий для педагогов ДОУ;

  • Рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-развивающей работы с использованием приемов мнемотехники;

  • Совместное и самостоятельное изготовление воспитателями пособий по данному направлению.

На данном этапе была проведена диагностика речевого развития, которая показала, что воспитанники имеют низкий уровень развития связной речи.

Коррекционно-развивающую работу по развитию связной речи с детьми с речевыми нарушениями начала с введения элементов схем, символов.

Далее использовала элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

На основе изученных трудов изготовила дидактические игры и пособия, которые впоследствии использовала в процессе коррекционно-развивающей работы.





I.4. 2 этап формирования связной речи посредством использования приемов мнемотехники

Задачи:

  1. Обогатить предметно-пространственную развивающую образовательная среду (подбор и создание совместно с воспитателями группы дидактических пособий – мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц);

  2. Осуществить коррекционную работу по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью приемов мнемотехники;

  3. Провести работу с родителями по обучению использования приемов мнемотехники.

Методы:

  • словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрационные);

  • практические.

Приемы:

  • модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

  • мнемоквадраты;

  • мнемосхемы;

  • планы-схемы;

  • мнемотаблицы.


В своей работе привлекаю родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Методические рекомендации родители получали в устной форме при обращении за консультацией; в письменной форме ежемесячно в виде консультаций на стенде в раздевальной комнате. Была разработана папка «Рекомендации для занятий с детьми дома» с играми и заданиями для закрепления пройденного материала в домашних условиях. Задания подбираю в соответствии с изучаемой темой. Еженедельно в специальных тетрадях прописываю индивидуальные задания для каждого ребенка в зависимости от уровня усвоения материала. В том числе в заданиях присутствуют мнемосхемы, мнемодорожки для составления рассказов, заучивания скороговорок или стихов в доступной форме.

Взаимодействие с родителями в процессе реализации методической разработки по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники было представлено следующим образом:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;

  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;

  • Выставка мнемотаблиц для развития речи детей;

  • Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»

  • Выступление на родительском собрании «Приемы мнемотехники в развитии связной речи»;

  • Мастер-класс по изготовлению мнемодорожек своими руками;

  • Выполнение родителями рекомендаций для занятий с детьми дома.

Работу по формированию связной речи у детей с нарушением речи с использованием приемов мнемотехники включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности (занятия по развитию речи, индивидуально-коррекционная работа).

Для детей старшего дошкольного возраста использую  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. К концу учебного года схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

В процессе коррекционно-развивающей работы использовала поэтапное введение мнемотаблиц:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия);

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности, в режимных моментах, в групповом помещении (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален)

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение их цепочки.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов-слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В начале обучения – с моей помощью, в конце учебного года – дети должны уметь самостоятельно.

Коррекционную работу по развитию связной речи с помощью мнемотехники строила по принципу от простого к сложному. Сначала использовала приемы мнемотехники при заучивании стихотворений, затем при составлении описательного рассказа, затем при составлении при составлении пересказов.

Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Для индивидуальной работы с детьми использую мультимедийные презентации «разработанную на основе приёмов мнемотехники.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала МБДОУ, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности. Образовательное пространство носит содержательно-насыщенный, трансформируемый, полифункциональный, вариативный характер. Оно является доступным и безопасным.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды было учтено развитие всех сторон речевой деятель­ности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и ре­чевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков . Имеются центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляцион­ной, тонкой, ручной, общей); пособия развитию речевого дыхания. Еженедельно дети привлекаются к замене оборудования в центрах (в связи со сменой лексической темы). Часть пособий и материалов оставляется для закрепления пройденного.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе создаю  разнообразные дидактические игры:

  • Картотека мультимедийных презентаций с мнемотаблицами и мнемодорожками;

  • Картотека коллажей по лексическим темам («Зима», «Лето», «Осень», «Весна», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Дом», «Растения», «Профессии», «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Растения», «Посуда, «Насекомые», «Мебель», «Электороприборы»);

  • Картотека коллажей «Сказки»;

  • Картотека мнемодорожек на автоматизацию поставленных звуков;

  • Карточки с изображением предметов, действий, признаков;

  • Кубики «Времена года»;

  • Книжки-раскладушки;

  • Дидактическое пособие «Составь рассказ»;

  • Лото «животные»

В коррекционной работе использую методы ИКТ, в частности компьютер, который установлен в логопедическом кабинете. Для эффективного использования компьютера разрабатываю мультимедийные презентации с мнемоквадратами, мнемотаблицами и коллажам.


I.4. 3 Контрольно-диагностический этап по развитию связной речи


Диагностика речевого развития детей

Диагностическое обследование проводилось на основе пособия Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста». Полученные результаты представлены в таблице 1, на рисунке 1.


Таблица 1

На начало коррекционно-развивающей работы (старшая группа)

Уровни

1 группа

2 группа

высокий

-

-

средний

3 (25 %)

3 (30 %)

низкий

9 (75 %)

7 (70 %)


Рисунок 1



Анализ уровня сформированности речевого развития показал, что среди детей старшей группы не выявлен высокий уровень развития связной речи. 6 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 27,3 % от общего числа испытуемых. 16 воспитанников имеют низкий уровень развития связной речи, что составляет 72,7 % от общего числа испытуемых.

При выполнении заданий учитывался принцип индивидуально-дифференцированного подхода и методы стимулирования детей к достижению более высоких результатов.

По завершении коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное диагностическое обследование воспитанников старшей группы с речевыми нарушениями. Данные представлены в таблице 2, на рисунке 2.

Таблица 2

На конец коррекционно-развивающей работы (старшая группа)

Уровни

1 группа

2 группа

высокий

1 (8 %)

1 (10 %)

средний

6 (50 %)

3 (30 %)

низкий

5 (42 %)

6 (60 %)

Рисунок 2



Анализ результатов контрольно-диагностического обследования показал, что высокий уровень развития связной речи имеет 2 воспитанника, что составило 9% от общего числа воспитанников. 9 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 41% от общего числа испытуемых. 11 воспитанников имеет низкий уровень развития связной речи, что составляет 50% от общего числа испытуемых.



Сравнительная характеристика уровня развития связной речи у детей с нарушениями речи на начало и конец обучения

Таблица 3

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

высокий

0

2 чел. (9 %)

средний

6 чел (27,3 %)

9 чел. (41 %)

низкий

16 чел. (72,7 %)

11 чел. (50 %)






Таким образом, анализ таблицы 3 позволяет сделать выводы об эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники, т.к. уровень развития связной речи повысился.

В результате у воспитанников:

Наметилась положительная динамика развития связной речи.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи логопеда, научились самостоятельно описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.


Перспектива в работе

 В качестве перспективы использования данного метода вижу необходимость дальнейшего пополнения картотеки  рифмовками, направленными на коррекцию нарушений произношения различных групп звуков, поиск и создание новых мнемотаблиц для составления предложений и рассказов, а также создание новых мультимедийных презентаций.

Важным направлением в дальнейшей работе считаю самостоятельное создание детьми мнемосхем. Это позволит развивать у воспитанников творческое мышление.













































II. Приложение


II.1. Перспективный план логопедической работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники с детьми с нарушениями речи



Перспективный план работы в старшей группе

Месяц

п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Диагностика речевого развития

Заполнения индивидуальных карт развития


2.

«Детский сад»

Учить:

- Элементы символы (формы, величины, действия).


Октябрь

3.

«Фрукты. Сад»

Продолжать учить элементы-символы.

Учить:

- составлять простые предложения с помощью мнемодорожек совместно с педагогом.

Закреплять умение правильно называть фрукты, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнеквадратов.

«Осень»

Учить:

- учить новые элементы-символы;

- составлять предложения с помощью мнемодорожки с педагогом и самостоятельно (квадрат «Осень»)

Ноябрь

4.

«Мой дом»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Учить составлять короткий рассказ из личного опыта.


5.

«Домашние животные»

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках)

Учить:

- составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемодорожки;

- пользоваться точными наименованиями для названия детенышей  животных.



Декабрь












6.

«Перелетные и зимующие птицы»

Учить:

- заучивать небольшое стихотворения («Дятел») , опираясь на мнемотаблицу.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

7.

«Новогодний праздник»

Учить:

- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;

- выделять звуки в слове;

- подбирать слова на заданный звук.

Январь





8.

«Зима в природе»


Введение новых слов-схем

Учить:

- составлять описательный рассказ о зиме, опираясь на мнемосхему.


Февраль










9.

«Комнатные растения»

Учить:

- составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине «Уход за комнатными растениями».

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

10.

«День защитника Отечества»

Учить:

- составлять небольшой пересказ с опорой на слова-схемы;

Март





11.

«Мамин праздник»

Учить:

- заучивать стихотворение, опираясь на мнемосхему «Мама спит, она устала (Е. Благинина)»


12.

«Транспорт»

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Учить:

- составлять описательный рассказ с опорой на коллаж «Транспорт».


Апрель





13.

«Весна в природе»

Учить:

- составлять  описательный рассказ о признаках весны с опорой на мнемосхему (квадрат «Весна»);

-заучивание стихотворения «Весна пришла»

14.

«Насекомые»

Закреплять представления о характерных признаках насекомых.

Учить:

-учить составлять небольшой пересказ о насекомом, опираясь на мнемосхему.

Май

15.

«Моя семья»

Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи.

16.

Диагностика речевого развития

Заполнения индивидуальных карт развития


































Перспективный план работы в подготовительной к школе группе

Месяц

п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Диагностика речевого развития

Заполнения индивидуальных карт развития


2.

«Растения луга»

Закреплять представления о

растениях луга.

Учить:

- составлять описательный рассказ на основе коллажа.


Октябрь

3.

«Растения сада и огорода»

Закреплять умение правильно называть фрукты и овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнеквадратов. Учить:

- составлять простые предложения с помощью мнемодорожек совместно с педагогом.

«Осень»

Учить:

- заучивать стихотворения с помощью мнемосхем («Подарки осени», «Я хожу грущу один»)

- составлять предложения с помощью мнемодорожки с педагогом и самостоятельно (квадрат «Осень»)

Ноябрь

4.

«Домашние животные»

Закреплять названия домашних животных, характерные особенности.

Учить:

-составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицу;

- заучивать небольшое стихотворение, опираясь на мнемосхему («У коровы есть рога»)


5.

«Дикие животные»

Закрепить знания детей о диких животных (внешнем виде, повадках, условиях обитания)

Учить:

- составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемодорожки;

- пользоваться точными наименованиями для названия детенышей  животных.



Декабрь












6.

«Птицы»

Учить:

- заучивать небольшое стихотворения («Дятел»), опираясь на мнемотаблицу;

- составлять пересказ, опираясь на мнемосхему.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

7.

«Новогодний праздник»

Учить:

- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;

- выделять звуки в слове;

- подбирать слова на заданный звук.

Январь





8.

«Творческие профессии»


Введение новых слов-схем.

Закреплять представления о твоческих профессиях.

Учить:

- составлять описательный рассказ о профессии, опираясь на мнемосхему;

-составлять рассказ из личного опыта.


Февраль










9.

«Комнатные растения»

Учить:

- составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине «Уход за комнатными растениями».

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

10.

«День защитника Отечества»

Учить:

- составлять небольшой пересказ с опорой на слова-схемы.

Март





11.

«Мамин праздник»

Учить:

-составление пересказа «Помогаем маме» с опорой на коллаж;

- заучивать стихотворение, опираясь на мнемосхему «Мама спит, она устала (Е. Благинина)»


12.

«Транспорт»

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Учить:

- составлять описательный рассказ с опорой на коллаж «Транспорт».


Апрель





13.

«Весна в природе»

Учить:

- составлять  описательный рассказ о признаках весны с опорой на мнемосхему (квадрат «Весна»);

- составлять пересказ с опорой на мнемосхему.

14.

«Насекомые»

Закрепить названия насекомых, характерные особенности.

Учить:

-составлять описательный рассказ на основе мнемотаблицы.

Май

15.

«До свидания детский сад!»

Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о детском садепо мнемотаблице.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Воспитывать уважение к педагогам.

16.

Диагностика речевого развития

Заполнения индивидуальных карт развития




























Конспект НОД по развитию речи с применением приемов мнемотехники в старшей группе

Тема: «Золотая осень»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить названия времен года, осенних месяцев;

2.Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

3.Закреплять основные приметы осени;

4. Обратить внимание на поведение лесных зверей и птиц осенью, изменения с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;

5. Обогащать словарный запас

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать связную речь с помощью мнемотаблицы;

2. Развивать лексико-грамматические категории;

3. Развивать правильное звукопроизношение;

4. Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

  2. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

  3. Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность. 

Пропедевтическая работа: Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок. Пальчиковых игр, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам»

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень»,  корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

- О каком времени года говорилось в стихотворении?

- Назовите осенние месяцы.

- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

- Что такое листопад?

- Назовите приметы осени.

II. Основная часть

Объявление темы.

- Сегодня мы поговорим об осенней поре, будем учиться составлять рассказ об осени.

3. Игра «Подбери действие».

- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.

- Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.

- Ветер осенью – дует, задувает, срывает.

- Урожай осенью — убирают.

- Птицы осенью — улетают.

- Деревья осенью — роняют листья.

- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная.  морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

- День осенью (какой?) – пасмурный, дождливый, холодный, солнечный, ветреный, хмурый.

- Ветер осенью (какой?) – сильный, порывистый, ураганный.

5. Физкультминутка

Осень в гости к нам пришла        (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает                     (руки  над головой, движения из стороны 

С веточек листву сдувает               в сторону)

Листья по ветру кружатся            (дети изображают движения)

И под ноги к нам ложатся:

Листья березы, клена, осины        (загибают пальчики на обеих руках, 

Листики ивы и тополиные              начиная с большого пальца)

Кружат под ноги летят                 (руки перед собой снизу, движения из 

Знают, все дети в лесу листопад   стороны в сторону).

6. Составление рассказа об осени.

Дети, посмотрите,  сколько под деревом лежит листочков, но они какие-то не простые, на каждом листочке свой символ.

-Какое наступило время года? 

-Как греет солнце осенью?                      (символ «солнце»)

- Какой дует ветер?                                  (символ «ветер»)

- Что появляется на небе?                        (символ «тучи, дождь»)                   

-Какой осенью идёт дождь?

- Какие листья на деревьях?                    (символ «листья»)

-Какими становятся деревья и кусты?     (символ «деревья, кусты»)

- Куда улетают птицы?                             (символ «птицы»)

-Куда прячутся насекомые?                     (символ «насекомые»)

- Что происходит с дикими животными? (символ «животные»)

- Какие дары собирают осенью люди?     (символ «дары»)

-Как одеваются люди осенью?                  (символ «люди»)

 

Вот  и получился у нас рассказ об осени

 

Рассказ «Осень»

Осенью у солнца короткие лучи и поэтому оно греет слабо.

Осенью дует (холодный, сильный) ветер.

Осенью на небе много туч и часто идет (моросящий) дождь.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

Деревья и кустарники стоят голые.

Осенью птицы улетают на юг.

Насекомые прячутся под кору деревьев.

Животные  делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.

Люди собирают урожай: овощи, фрукты. В лесу грибы, ягоды.

Люди одевают теплую одежду и обувь.

Рассказывание рассказа детьми.

III. Подведение итогов: О чем мы с вами говорили сегодня? Что вам понравилось?

С каким настроением заканчивается для вас наше занятие? 

Вы сегодня все были молодцы!




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Валерьевна Привалова

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Мнемотехника как прием в обучении дошкольников связной речи"
    ["seo_title"] => string(69) "mniemotiekhnika_kak_priiem_v_obuchienii_doshkol_nikov_sviaznoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "375106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483450986"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи."
    ["seo_title"] => string(129) "ispol-zovaniie-mietoda-mniemotiekhniki-v-korriektsii-kommunikativnoi-kompietientnosti-u-dietiei-s-obshchim-niedorazvitiiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "253997"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447688705"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства