Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с речевыми нарушениями»
Методическая разработка раздела
образовательной программы «Коммуникация»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С речевыми нарушениями»
Учитель-логопед
Привалова Т.В
Содержание
I.1. Актуальность проекта
I.2. Теоретические основы
I.3. Этапы работы по формированию связной речи посредством приемов мнемотехники :
1 этап формирования связной речи посредством приемов мнемотехники
2 этап формирования связной речи посредством приемов мнемотехники
3 контрольно-диагностический этап по развитию связной речи.
I.4.Перспектива в работе
II. Приложение
II.1. Перспективный план логопедической работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники с детьми с нарушениями речи
II.2. Конспекты занятий по развитию речи
Актуальность
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития. Особое значение в последнее время приобретает проблема нарушений речевого развития. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Поэтому формированием связной речи необходимо заниматься в дошкольном возрасте.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с нарушением речи исследовали многие авторы (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова , Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие.
Однако развитие связной речи у детей с нарушением речи и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для детей. Необходимо отметить, что среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают дошкольники с дизартрией, т.е. нарушениями речи, обусловленными недостаточной иннервацией речевого аппарата. У данных детей помимо речевых нарушений отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исходя из этого, можно предположить, что речевое развитие должно быть тесно связано с развитием всех высших психических функций.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей дошкольного возраста. В решении данной проблемы наиболее эффективным является метод мнемотехники. Что и определило выбор темы.
Изучением проблемы применения мнемотехники занимались: Воробьева В.К., Ткаченко Т.А., Глухов В. П., Большева Т. В., Ефименкова Л. Н. Данные авторы определяли мнемотехнику как систему методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Данная методическая разработка представлена двумя главами. I глава посвящена теоретическому освещению приёмов мнемотехники, разработке коррекционно-развивающей программы по развитию связной речи с применением приемов мнемотехники, а также оценка эффективности коррекционной программы. Во II представлено приложение, состоящее из перспективного плана по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники и конспектов занятий.
Цель – развитие связной речи посредством применения метода мнемотехники в процессе коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста .
Задачи:
Теоретически и практически проанализировать проблему применения приемов мнемотехники при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
Разработать структуру коррекционной программы по развитию связной речи на основе приемов мнемотехники старших дошкольников с речевыми нарушениями;
Провести анализ наиболее эффективных методов и приёмов, используемых на занятиях;
Проанализировать результаты сравнительной диагностики развития связной речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями для оценки эффективности коррекционной программы;
На основе экспериментальных данных разработать практические рекомендации для родителей и педагогов.
I.1. Характеристика мнемотехники как приема
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника, как прием развития связной речи
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотехника строится на принципе от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы использования мнемотаблиц
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминании
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
I.3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
Формы организации коррекционно-развивающей работы
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с включением материалов по заданной теме;
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи.
Эффективные методы и приемы:
теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ,
эксперимент,
наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе,
логопедическое обследование,
беседы с детьми, педагогами и родителями,
изучение медицинской и психолого-педагогической документации.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
Принцип развивающегообразования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
I.3. 1 этап формирования связной речи посредством использования приемов мнемотехники
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
мнемоквадраты;
мнемосхемы;
планы-схемы;
мнемотаблицы.
Задачи 1 этапа:
Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
Изучить опыт работы по использованию мнемотехники в сети Интернет;
Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников;
Провести диагностику развития связной речи воспитаннико;
Разработать план – программу по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники;
Разработать серию конспектов НОД по развитию связной речи у детей с нарушениями речи с использованием мнемотехники;
Провести пропедевтическую работу с детьми (введение элементов символов (формы, величины, действия); использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности, в режимных моментах, в групповом помещении (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
На данном этапе разработаластруктура программы использования мнемотехники:
При составлении описательных рассказов
При заучивании стихотворений
При пересказе сказок, рассказов
Взаимодействие с педагогами в процессе реализации методической разработки по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники осуществляла следующим образом:
Консультации для педагогов и специалистов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
Мастер-класс «Изготовление мнемодорожек»;
Круглый стол;
Открытые показы занятий для педагогов ДОУ;
Рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-развивающей работы с использованием приемов мнемотехники;
Совместное и самостоятельное изготовление воспитателями пособий по данному направлению.
На данном этапе была проведена диагностика речевого развития, которая показала, что воспитанники имеют низкий уровень развития связной речи.
Коррекционно-развивающую работу по развитию связной речи с детьми с речевыми нарушениями начала с введения элементов схем, символов.
Далее использовала элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
На основе изученных трудов изготовила дидактические игры и пособия, которые впоследствии использовала в процессе коррекционно-развивающей работы.
I.4. 2 этапформирования связной речи посредством использования приемов мнемотехники
Задачи:
Обогатить предметно-пространственную развивающую образовательная среду (подбор и создание совместно с воспитателями группы дидактических пособий – мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц);
Осуществить коррекционную работу по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью приемов мнемотехники;
Провести работу с родителями по обучению использования приемов мнемотехники.
Методы:
словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрационные);
практические.
Приемы:
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
мнемоквадраты;
мнемосхемы;
планы-схемы;
мнемотаблицы.
В своей работе привлекаю родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Методические рекомендации родители получали в устной форме при обращении за консультацией; в письменной форме ежемесячно в виде консультаций на стенде в раздевальной комнате. Была разработана папка «Рекомендации для занятий с детьми дома» с играми и заданиями для закрепления пройденного материала в домашних условиях. Задания подбираю в соответствии с изучаемой темой. Еженедельно в специальных тетрадях прописываю индивидуальные задания для каждого ребенка в зависимости от уровня усвоения материала. В том числе в заданиях присутствуют мнемосхемы, мнемодорожки для составления рассказов, заучивания скороговорок или стихов в доступной форме.
Взаимодействие с родителями в процессе реализации методической разработки по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники было представлено следующим образом:
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
Выставка мнемотаблиц для развития речи детей;
Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»
Выступление на родительском собрании «Приемы мнемотехники в развитии связной речи»;
Мастер-класс по изготовлению мнемодорожек своими руками;
Выполнение родителями рекомендаций для занятий с детьми дома.
Работу по формированию связной речи у детей с нарушением речи с использованием приемов мнемотехники включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности (занятия по развитию речи, индивидуально-коррекционная работа).
Для детей старшего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. К концу учебного года схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
В процессе коррекционно-развивающей работы использовала поэтапное введение мнемотаблиц:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия);
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности, в режимных моментах, в групповом помещении (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален)
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение их цепочки.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов-слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В начале обучения – с моей помощью, в конце учебного года – дети должны уметь самостоятельно.
Коррекционную работу по развитию связной речи с помощью мнемотехники строила по принципу от простого к сложному. Сначала использовала приемы мнемотехники при заучивании стихотворений, затем при составлении описательного рассказа, затем при составлении при составлении пересказов.
Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Для индивидуальной работы с детьми использую мультимедийные презентации «разработанную на основе приёмов мнемотехники.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала МБДОУ, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности. Образовательное пространство носит содержательно-насыщенный, трансформируемый, полифункциональный, вариативный характер. Оно является доступным и безопасным.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.
В логопедическом кабинетепри организации развивающей среды было учтено развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков . Имеются центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей); пособия развитию речевого дыхания. Еженедельно дети привлекаются к замене оборудования в центрах (в связи со сменой лексической темы). Часть пособий и материалов оставляется для закрепления пройденного.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе создаю разнообразные дидактические игры:
Картотека мультимедийных презентаций с мнемотаблицами и мнемодорожками;
Картотека мнемодорожек на автоматизацию поставленных звуков;
Карточки с изображением предметов, действий, признаков;
Кубики «Времена года»;
Книжки-раскладушки;
Дидактическое пособие «Составь рассказ»;
Лото «животные»
В коррекционной работе использую методы ИКТ, в частности компьютер, который установлен в логопедическом кабинете. Для эффективного использования компьютера разрабатываю мультимедийные презентации с мнемоквадратами, мнемотаблицами и коллажам.
I.4. 3 Контрольно-диагностический этап по развитию связной речи
Диагностика речевого развития детей
Диагностическое обследование проводилось на основе пособия Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста». Полученные результаты представлены в таблице 1, на рисунке 1.
Таблица 1
На начало коррекционно-развивающей работы (старшая группа)
Уровни
1 группа
2 группа
высокий
-
-
средний
3 (25 %)
3 (30 %)
низкий
9 (75 %)
7 (70 %)
Рисунок 1
Анализ уровня сформированности речевого развития показал, что среди детей старшей группы не выявлен высокий уровень развития связной речи. 6 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 27,3 % от общего числа испытуемых. 16 воспитанников имеют низкий уровень развития связной речи, что составляет 72,7 % от общего числа испытуемых.
При выполнении заданий учитывался принцип индивидуально-дифференцированного подхода и методы стимулирования детей к достижению более высоких результатов.
По завершении коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное диагностическое обследование воспитанников старшей группы с речевыми нарушениями. Данные представлены в таблице 2, на рисунке 2.
Таблица 2
На конец коррекционно-развивающей работы (старшая группа)
Уровни
1 группа
2 группа
высокий
1 (8 %)
1 (10 %)
средний
6 (50 %)
3 (30 %)
низкий
5 (42 %)
6 (60 %)
Рисунок 2
Анализ результатов контрольно-диагностического обследования показал, что высокий уровень развития связной речи имеет 2 воспитанника, что составило 9% от общего числа воспитанников. 9 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 41% от общего числа испытуемых. 11 воспитанников имеет низкий уровень развития связной речи, что составляет 50% от общего числа испытуемых.
Сравнительная характеристика уровня развития связной речи у детей с нарушениями речи на начало и конец обучения
Таблица 3
Уровни
Начало учебного года
Конец учебного года
высокий
0
2 чел. (9 %)
средний
6 чел (27,3 %)
9 чел. (41 %)
низкий
16 чел. (72,7 %)
11 чел. (50 %)
Таким образом, анализ таблицы 3 позволяет сделать выводы об эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники, т.к. уровень развития связной речи повысился.
В результате у воспитанников:
Наметилась положительная динамика развития связной речи.
Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи логопеда, научились самостоятельно описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.
Перспектива в работе
В качестве перспективы использования данного метода вижу необходимость дальнейшего пополнения картотеки рифмовками, направленными на коррекцию нарушений произношения различных групп звуков, поиск и создание новых мнемотаблиц для составления предложений и рассказов, а также создание новых мультимедийных презентаций.
Важным направлением в дальнейшей работе считаю самостоятельное создание детьми мнемосхем. Это позволит развивать у воспитанников творческое мышление.
II. Приложение
II.1. Перспективный план логопедической работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники с детьми с нарушениями речи
Перспективный план работы в старшей группе
Месяц
№ п/п
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1.
Диагностика речевого развития
Заполнения индивидуальных карт развития
2.
«Детский сад»
Учить:
- Элементы символы (формы, величины, действия).
Октябрь
3.
«Фрукты. Сад»
Продолжать учить элементы-символы.
Учить:
- составлять простые предложения с помощью мнемодорожек совместно с педагогом.
Закреплять умение правильно называть фрукты, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнеквадратов.
«Осень»
Учить:
- учить новые элементы-символы;
- составлять предложения с помощью мнемодорожки с педагогом и самостоятельно (квадрат «Осень»)
Ноябрь
4.
«Мой дом»
Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.
Учить составлять короткий рассказ из личного опыта.
5.
«Домашние животные»
Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках)
Учить:
- составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемодорожки;
- пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных.
Декабрь
6.
«Перелетные и зимующие птицы»
Учить:
- заучивать небольшое стихотворения («Дятел») , опираясь на мнемотаблицу.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
7.
«Новогодний праздник»
Учить:
- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;
- выделять звуки в слове;
- подбирать слова на заданный звук.
Январь
8.
«Зима в природе»
Введение новых слов-схем
Учить:
- составлять описательный рассказ о зиме, опираясь на мнемосхему.
Февраль
9.
«Комнатные растения»
Учить:
- составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине «Уход за комнатными растениями».
Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.
10.
«День защитника Отечества»
Учить:
- составлять небольшой пересказ с опорой на слова-схемы;
Март
11.
«Мамин праздник»
Учить:
- заучивать стихотворение, опираясь на мнемосхему «Мама спит, она устала (Е. Благинина)»
12.
«Транспорт»
Обогатить и уточнить:
- представление о транспорте;
- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.
Учить:
- составлять описательный рассказ с опорой на коллаж «Транспорт».
Апрель
13.
«Весна в природе»
Учить:
- составлять описательный рассказ о признаках весны с опорой на мнемосхему (квадрат «Весна»);
-заучивание стихотворения «Весна пришла»
14.
«Насекомые»
Закреплять представления о характерных признаках насекомых.
Учить:
-учить составлять небольшой пересказ о насекомом, опираясь на мнемосхему.
Май
15.
«Моя семья»
Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи.
16.
Диагностика речевого развития
Заполнения индивидуальных карт развития
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе
Месяц
№ п/п
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1.
Диагностика речевого развития
Заполнения индивидуальных карт развития
2.
«Растения луга»
Закреплять представления о
растениях луга.
Учить:
- составлять описательный рассказ на основе коллажа.
Октябрь
3.
«Растения сада и огорода»
Закреплять умение правильно называть фрукты и овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнеквадратов. Учить:
- составлять простые предложения с помощью мнемодорожек совместно с педагогом.
«Осень»
Учить:
- заучивать стихотворения с помощью мнемосхем («Подарки осени», «Я хожу грущу один»)
- составлять предложения с помощью мнемодорожки с педагогом и самостоятельно (квадрат «Осень»)
Ноябрь
4.
«Домашние животные»
Закреплять названия домашних животных, характерные особенности.
Учить:
-составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицу;
- заучивать небольшое стихотворение, опираясь на мнемосхему («У коровы есть рога»)
5.
«Дикие животные»
Закрепить знания детей о диких животных (внешнем виде, повадках, условиях обитания)
Учить:
- составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемодорожки;
- пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных.
Декабрь
6.
«Птицы»
Учить:
- заучивать небольшое стихотворения («Дятел»), опираясь на мнемотаблицу;
- составлять пересказ, опираясь на мнемосхему.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
7.
«Новогодний праздник»
Учить:
- составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;
- выделять звуки в слове;
- подбирать слова на заданный звук.
Январь
8.
«Творческие профессии»
Введение новых слов-схем.
Закреплять представления о твоческих профессиях.
Учить:
- составлять описательный рассказ о профессии, опираясь на мнемосхему;
-составлять рассказ из личного опыта.
Февраль
9.
«Комнатные растения»
Учить:
- составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине «Уход за комнатными растениями».
Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.
10.
«День защитника Отечества»
Учить:
- составлять небольшой пересказ с опорой на слова-схемы.
Март
11.
«Мамин праздник»
Учить:
-составление пересказа «Помогаем маме» с опорой на коллаж;
- заучивать стихотворение, опираясь на мнемосхему «Мама спит, она устала (Е. Благинина)»
12.
«Транспорт»
Обогатить и уточнить:
- представление о транспорте;
- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.
Учить:
- составлять описательный рассказ с опорой на коллаж «Транспорт».
Апрель
13.
«Весна в природе»
Учить:
- составлять описательный рассказ о признаках весны с опорой на мнемосхему (квадрат «Весна»);
- составлять пересказ с опорой на мнемосхему.
14.
«Насекомые»
Закрепить названия насекомых, характерные особенности.
Учить:
-составлять описательный рассказ на основе мнемотаблицы.
Май
15.
«До свидания детский сад!»
Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о детском садепо мнемотаблице.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
Воспитывать уважение к педагогам.
16.
Диагностика речевого развития
Заполнения индивидуальных карт развития
Конспект НОД по развитию речи с применением приемов мнемотехники в старшей группе
Тема: «Золотая осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить названия времен года, осенних месяцев;
2.Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
3.Закреплять основные приметы осени;
4. Обратить внимание на поведение лесных зверей и птиц осенью, изменения с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
5. Обогащать словарный запас
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать связную речь с помощью мнемотаблицы;
2. Развивать лексико-грамматические категории;
3. Развивать правильное звукопроизношение;
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
Пропедевтическая работа: Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок. Пальчиковых игр, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам»
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяцы.
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад?
- Назовите приметы осени.
II. Основная часть
Объявление темы.
- Сегодня мы поговорим об осенней поре, будем учиться составлять рассказ об осени.
3. Игра «Подбери действие».
- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.
- Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.
- Ветер осенью – дует, задувает, срывает.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.