Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ на логопедических занятиях»
Использование нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ на логопедических занятиях
«Мы подмечаем крупицы дефектов
и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей,
которыми обладают дети страдающие ненормальностями»
Л.С. Выготский
Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями. Их число в мире значительно и продолжает расти. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик. От практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Нужно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.
Творческая деятельность, имеетбольшое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и одним из основных факторов, действующих на умственное развитие ребёнка.
Речь детей с ОВЗ отличается от нормы. Почти у всех имеются дефекты в звукопроизношении, многие из них неговорящие или плохо говорящие. Дети имеют бедный словарный запас, понятия часто неполноценны – сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Они испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, маловыразительностью, бедностью словаря.
Они не могут правильно и точно выразить свою мысль, пересказать текст, грамматически верно построить предложение, рассказ. Необходимо стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарный запас, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений.
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Для развития речевого творчества логопеды используют разные средства: устное народное творчество, театрализацию, сказкотерапию и пр. А, т.к. современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть использованы для повышения качества обучения, в своей работе я использую и такое нетрадиционное средство, как мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия по мультфильмам я провожу несколько раз в четверть. Длительность их может быть разной, следует учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности.
При работе с учащимися использую следующие упражнения:
- «Спроси – ответь» - просмотр мультфильма, обсуждение событий и героев, умение отвечать и задавать вопросы;
- «Начало – всему голова» - дана основная часть и конец, нужно придумать начало;
- «Обрыв плёнки» - дано начало и конец, придумать основную часть;
- «Конец – делу венец» - дано начало и основная часть, придумать конец;
- «Гости» - ввести в мультфильм новых героев;
- «Сам себе режиссёр» - придумать новую серию;
- «Угадайка» - придумать загадку о герое, предмете;
- «Мы артисты» - инсценирование.
В развитии речевого творчества можно выделить следующие этапа:
1 этап – происходит понимание сюжета, ребёнок играя, усваивает образцы творческой деятельности (упр. «Спроси – ответь», «Угадайка»);
2 этап - происходит освоение элементов творчества, но взрослый выполняет ведущую роль (упр. «Гости»);
3 этап - ребёнок обнаруживает в себе автора, но взрослый его дополняет (упр. «Начало – всему голова», «Обрыв плёнки», «Конец – делу венец»);
4 этап - происходит самостоятельное создание творческого продукта (упр. «Сам себе режиссёр», «Мы артисты»).
Учеников, которые хуже своих сверстников владеют словом, вовлекаем в рисование, лепку, они изображают мультфильм в картинках или в поделках. Вместе с детьми выбираем лучшую работу, распределяем роли, инсценируем произведение. В инсценировках участвуют и плохо говорящие дети, которые рассказывают при помощи звукоподражания, мимики, жестов.
Через мультфильмы ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через мультфильмы ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.