kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития фонематического слуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеческое ухо способно различать множество звуков окружающего мира, и самые сложные для восприятия – это звуки речи. Отдельные звуки, которые помогают отличать слова друг от друга, называют фонемами, и умение услышать эти фонемы и есть фонематический слух. В разных языках фонемы свои, потому что слова на разных языках звучат по-разному. В русском языке важно различать твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки, а в английском, например, на смысл слова влияет, короткий это или долгий звук, а также оттенок произношения.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития фонематического слуха.»

Игры для развития фонематического слуха. Неречевые звуки.

Человеческое ухо способно различать множество звуков окружающего мира, и самые сложные для восприятия – это звуки речи. Отдельные звуки, которые помогают отличать слова друг от друга, называют фонемами, и умение услышать эти фонемы и есть фонематический слух. В разных языках фонемы свои, потому что слова на разных языках звучат по-разному. В русском языке важно различать твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки, а в английском, например, на смысл слова влияет, короткий это или долгий звук, а также оттенок произношения.

Различение неречевых звуков

Подготовительным этапом для восприятия речи будет различение неречевых звуков. Обычно дети проходят этот этап самостоятельно в 1-2 года, учась стучать, греметь, звенеть различными предметами. Детям с логопедическими проблемами такие задания могут быть полезны и в 4, и в 5 лет.


Игра 1. Что гремит?

За спиной у ребенка (чтобы он не видел предмет!) нужно поочередно греметь различными музыкальными игрушками, начиная с 2-х резко отличающихся по звуку: например, звенеть в колокольчик и стучать в барабан. Сначала ребенок просто называет (показывает) источник звука. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается до 3-5 шт., а их тона все больше похожи.


Игра 2. Хлопни, топни

Взрослый дает код: «Если играет колокольчик, хлопни в ладоши; если будет барабан, топни ногой». Ребенок должен выполнить нужное действие. По мере усложнения предъявляются более похожие по звучанию предметы (флейта и свисто, барабан и бубен), код усложняется, даются более длинные задачи (2 раза ударили в барабан, 1 раз в бубен, а ребенок, соответственно, должен 2 раза ударить в ладоши, 1 раз топнуть ногой).

Постепенно звучащие предметы меняются на гласные звуки: если услышишь А, хлопни, если У-топни. Затем на согласные, от резко различающихся до парных глухих-твердых ([б] и[[п] и др.). На каждый звук можно давать свое задание.

Игра 3. Повтори ритм

Взрослый задает звуковой ряд, например, 2 раза хлопает в ладоши, 1 раз топает ногой, 1 раз стучит кулаком по столу, а ребенок должен повторить. Одновременно тренируется и слуховое внимание, и память.

Игра 4. Угадай мелодию

Для уже говорящих детей можно предложить музыкальную забаву: включается проигрыш или минусовка (музыка без слов) знакомой детской или популярной песенки, ребенок должен подпевать. Веселая тренировка слуха и памяти гарантирована!

Игры для развития фонематического слуха. Звуки речи.

В русском языке важно уметь собирать слово из звуков, и наоборот, разбирать его на звуки, чтобы отличать одни слова от других. Особенно актуально это умение становится в начальной школе, при письме под диктовку.

Для тренировки фонематического слуха дошкольникам, особенно с логопедическими проблемами, нужно выполнять различные задания.



Первый звук в слове

Это самая простая, легче всего слышимая позиция. Чтобы научиться слышать первый звук и называть его, можно выполнять следующие задания

Игра 1. Найди картинку на звук

Искать на картинках слова, начинающиеся на заданный звук. Это может быть лото с картинками или сюжетная картинка, где нужно найти все слова на определенный звук. На первом этапе зрительная поддержка необходима, она сужает и конкретизирует выбор.



Игра 2. Назови первый звук

Когда ребенок уверенно справляется с такими заданиями на разные звуки, можно «перевернуть» упражнение: мама показывает картинку, а ребенок называет первый звук. Если ребенок произносит не все звуки, картинки на те звуки, что он не произносит, не используем.

Игра 3. Я знаю 5 слов на звук [а]

Затем можно перейти к словесным играм без зрительной опоры типа «Назови 5 слов на [к]/[а]/ любой другой звук». Важно! Игра про звуки, а не буквы, ребенок писать еще не умеет и правил русского языка не знает, поэтому слова «окно», «огурец» будут правильными, если просят назвать слова на звук [а].

Последний звук в слове

Последний звук услышать труднее, часто в русских словах он стоит в слабой позиции, оглушается или редуцируется. Но для последующего правописания уметь выделять последний звук необходимо.

Для тренировки опять же используются наглядные картинки, где нужно найти изображения, оканчивающиеся на определенный звук.

Важно не путать с буквами: в слове «зуб» последний звук будет [п].

Интересное задание «продолжи слово»: взрослых загадывает слово, поясняя его значение и произнося его без последнего звука. На пример: «Это жилище людей. До…?» Ребенок должен произнести только звук [м]. Это сложно, хочется просто сказать отгадку.

Ну и классика - игра в слова. Замечательное и полезное занятие во время ожидания в очереди или по пути в детский сад. Только называем слова не на последнюю букву (дошкольники писать еще не умеют и правил русского языка не знают!), а на последний звук.

Пример цепочки слов: акул[а] - [а]гуре[ц] - [ц]ыплено[к] - [к]олес[о] - [о]блак[а/о] - [а]пельсин/ [о]зеро...

Подготовка к фонетическому разбору

Еще более сложное задание - поиск общих звуков в двух словах. Сначала предъявляются карточки с картинками (зрительная опора), к 6-7 годам переходят к полностью устной игре.

На пример, показаны два картинки, на одной лиса, на другой деревья (лес). Задание назвать общие звуки ([ль], [с]).



Карточки РКШ для 4хлетних детей на поиск общего звука. Фото автора

Составление слова из звуков: Педагог произносит слово по отдельным звукам, ребенок должен собрать их в уме в слово. Начинают с простых 3-х буквенных слов с закрытым слогом (сок, жук, лук), постепенно удлиняя слова. На первых порах можно давать объяснение слова в виде загадки. Не забывать, что называем звуки, а не буквы!

Пример: Это то, чем мы кусаем яблоко. [з], [у], [п].

Начиная с 6-6.5 лет можно предложить обратное задание: разобрать слово на звуки, устно! Звуки при этом считаются (на каждый звук загибать палец), выделяется ударный звук. Опять же, идем от простого к сложному.

Пример: из каких звуков состоит слово "мама"? [м][а][м][а], 4 звука, первый [а] ударный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры для развития фонематического слуха.

Автор: Штейникова Светлана Леонидовна

Дата: 23.02.2020

Номер свидетельства: 540765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Консультация для родителей "Что такое фонематический слух. Игры и упражения для развития фонематического слуха""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_chto_takoie_foniematichieskii_slukh_ighry_i_upra"
    ["file_id"] => string(6) "362090"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479961664"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Дидактические игры для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза "
    ["seo_title"] => string(120) "didaktichieskiie-ighry-dlia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha-sloghovoi-struktury-slova-zvukovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "236846"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444160117"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Педагогическая лаборатория для родителей совместно с детьми «Игры для развития фонематического слуха? Это интересно!»."
    ["seo_title"] => string(79) "piedaghoghichieskaia_laboratoriia_dlia_roditieliei_sovmiestno_s_diet_mi_ighry_2"
    ["file_id"] => string(6) "402687"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490272619"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей "
    ["seo_title"] => string(73) "ighry-i-uprazhnieniia-dlia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "205534"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429909105"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "kompleks_igr_i_uprazhnenii_dlia_razvitiia_fonematicheskogo_slukha_u_detei_starsh"
    ["file_id"] => string(6) "480285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1539198341"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства